Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
Facebook Twitter VK.com Telegram

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

07 марта 2013, 00:09

Космический радиотелескоп «Спектр-Р» бьет новые рекорды

Flight model of the RadioAstron SRT

В рамках ранней научной программы миссии «РадиоАстрон» изучались три группы космических объектов: квазары - ядра далеких галактик, пульсары - нейтронные звезды нашей галактики, мазеры - области образования звезд в нашей галактике. В начале 2013 года получены новые важнейшие результаты, сообщают пресс-службы Роскосмоса и АКЦ Физического института им. П.Н.Лебедева Российской академии наук (АКЦ ФИАН).

«РадиоАстрон» и рекорды

С помощью проекта «РадиоАстрон» удалось побить все мировые рекорды по угловому разрешению, реализовав самый зоркий глаз за всю историю. Интерференционные сигналы от далеких ультракомпактных галактик уверенно зарегистрированы на базе Земля-Космос до 20 диаметров Земли! В частности, удалось побить рекорд, поставленный в 2012 году наземным интерферометром при наблюдениях на волне 1.3 мм. Достигнуто угловое разрешение в 40 микросекунд дуги.

Рис. 1: Рекордные обнаружения ультракомпактных ядер активных галактик в проекте «РадиоАстрон».

На традиционной диаграмме представлена величина отклика в зависимости от запаздывания (delay) и частоты интерференции (fringe rate). Слева - квазар 3C273, диапазон 18 см, база интерферометра 13.5 диаметров Земли, РадиоАстрон-Аресибо/США, 20 января 2013 г. В центре - активная галактика BL Lacertae, диапазон 6 см, база интерферометра 19 диаметров Земли, РадиоАстрон-Эффельсберг/Германия, 28 ноября 2012 г.

Справа - квазар 3C273, диапазон 1.3 см, база интерферометра 8 диаметров Земли, РадиоАстрон-GBT/США, 2 февраля 2013 г.

«РадиоАстрон» и межзвездная среда

Современная теория межзвездной плазмы в нашей галактике предсказывала, что длинноволновое радиоизлучение от пульсаров и квазаров будет размываться и, в результате, «РадиоАстрон» не сможет зарегистрировать от них сигналы на больших наземно-космических базах для длин волн 18 и 92 см. Результаты полностью опровергли это предсказание (см. рисунки 1 и 2), разойдясь с теорией в 10100 раз.

Это открытие полностью меняет существующее понимание структуры межзвездной плазмы в нашей галактике.

Рис. 2: Структура интерференционного отклика далекого пульсара В0329+55, находящегося на расстоянии 6 тысяч световых лет.

Для источника, не подвергшегося эффектам рассеяния, на представленной диаграмме должен быть единственный пик. На самом деле наблюдается тесный ансамбль интерференционных откликов, каждый из пиков которого соответствует интерференции лучей, прошедших через свою комбинацию преломлений на неоднородностях плазмы.

«РадиоАстрон»  и галактическая вода

Обнаружено мазерное излучение воды от ультракомпактного облака, размером 8 диаметров Солнца, в области формирования массивных звезд W3IRS5, расположенной на расстоянии 5.5 тысяч световых лет в спиральном рукаве Персея нашей галактики (см. рисунки 3 и 4).

Этот результат позволит ученым лучше понять процесс образования массивных звезд.

Рис. 3: Интерференционный отклик от области звездообразования W3IRS5 по наблюдениям РадиоАстрон с испанским телескопом Йебес.

По вертикальной оси: амплитуда коррелированного сигнала. Горизонтальные оси: остаточные величина частоты интерференции и спектральная частота.

Рис. 4: Интерференционный отклик от области звездообразования W3IRS5 по наблюдениям РадиоАстрон с польским телескопом Торунь.

Орбитальная астрофизическая обсерватория «Спектр-Р» образует совместно с земными радиотелескопами радиоинтерферометр со сверхбольшой базой и предназначена для проведения фундаментальных астрофизических исследований в радиодиапазоне электромагнитного спектра.

Цель международного проекта Радиоастрон состоит в том, чтобы создать совместно с глобальной наземной сетью радиотелескопов единую систему наземно-космического интерферометра для получения изображений, координат и угловых перемещений различных объектов Вселенной с исключительно высоким разрешением.

Зеркальная антенна космического радиотелескопа диаметром 10 м изготовлена из композиционного материала (углепласт-алюминиевые соты-углепласт) и состоит из 27 раскрывающихся лепестков и центрального зеркала диаметром 3 м.

Орбита спутника имеет радиус апогея до 350 тысяч километров. Интерферометр при таких базах обеспечит информацию о морфологических характеристиках и координатах галактических и внегалактических радиоисточников с шириной интерференционных лепестков до 8 микросекунд дуги для самой короткой длины волны проекта 1.35 см.