Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 сентября 2018, воскресенье, 14:27
Facebook Twitter VK.com Telegram

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Палеонтологи пытаются объяснить короткие ручки хищных динозавров

Реконструкция Gualicho shinyae
J. González/PLOS ONE

Новый вид динозавров Gualicho shinyae, окаменевшие останки которого были открыты в Аргентине, был размером с белого медведя, а его передние конечности – всего лишь с ручки маленького ребенка. Широко известен другой, еще более крупный динозавр с необычно маленькими руками – тираннозавр рекс (Tyrannosaurus rex). Оба вида приходятся друг другу дальними родственниками. Как отмечают исследователи, их общий предок имел пропорциональные передние конечности, поэтому биологи задались вопросом: почему в ходе эволюции у двух разных видов динозавров так сильно уменьшились руки. Такое изменение должно объясняться каким-то преимуществом, возникавшим из-за него. Исследователи предполагают, что комически маленькие ручки позволили динозавры охотиться при помощи челюстей, используя их наиболее точно и энергетически эффективно.

Останки нового вида были найдены в геологической формации Уинкул (Huincul) позднего мелового периода, которая давно известна палеонтологическими находками. В частности, именно она дала образец одного из самых крупных ящеротазовых динозавров – аргентинозавра, весившего до 108 тонн. Кости Gualicho shinyae откопала экспедиция, которой руководил палеонтолог Петер Маковикий (Peter J. Makovicky) из Музея естественной истории имени Стенли Филда в Чикаго. Обнаруженные окаменелости теперь хранятся в Патагонском музее естественной истории. В руки ученых попали четыре соединенных спинных позвонка, часть хвоста, левый скапулакоракоид и левая передняя конечность, части таза и обеих нижних конечностей. Также, что случается довольно редко, были обнаружены в целости брюшные ребра (гастралии), которые защищали брюшную полость тираннозавров. Они не соединялись с остальным скелетом, поэтому часто теряются. Хотя часть окаменелостей повреждена эрозией, передняя и задние конечности и гастралии сохранились в сочлененном виде.

Описывая свою находку в статье журнала PLOS ONE, ученые приводят филогенетический анализ, согласно которому Gualicho shinyae относится к инфраотряду цератозавров (Ceratosauria), то есть является весьма отдаленным родственником тираннозавров (Tyrannosauria). Поэтому сходство в размерах и строении передних конечностей этих животных ученые объясняют независимым развитием, приведшим к аналогичным результатам. Эволюционный смысл уменьшения передних конечностей палеонтологи видят в том, что обе линии динозавров применяли стратегию охоты, при которой преимущественно использовались челюсти. Крошечные руки не мешали динозаврам активно действовать мощными челюстями. К тому же эти динозавры «экономили» на снабжении передних конечностей питанием и имели больше возможностей для размещения массивной мускулатуры шеи.