26 сентября 2021, воскресенье, 17:53
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 октября 2004, 09:48

Гонки "на собаках"

В тамбуре холодно, и в то же время как-то тепло.
В тамбуре накурено и в то же время как-то свежо...
Виктор Цой

Временами казалось, что немецкая овчарка - порода не ездовая. Мест в поезде не оказалось - билет сам по себе не является плацкартой, за бронирование места нужно доплачивать. С пересадкой тоже какие-то проблемы - то есть, сообщенные накануне сведения о времени отправления поездов к реальному расписанию отношения не имели. Когда-то, в юные хипповые годы, когда я был - не поверите! - не только хайраст, но и строен, не было лучшего способа передвижения, чем "на собаках" - то есть на электричках - до конечной станции, и потом до нового областного центра. Теперь, став вдвое старше и толще, я имел возможность обновить впечатления. Только теперь управляли собачьими упряжками не ненцы, а немцы...

Оказывается, для моих немецких друзей DB (Дойче Бан или Ди Бан) - обычный предмет для насмешек. Указывая на кондуктора в форменном сюртуке с тремя красными полосками, они рассказали анекдот: "одна полоска - умеет немножко читать; две полоски - умеет немножко писать; три полоски - знает того, кто умеет читать, и того, кто умеет писать". Ну, у нас что-то подобное рассказывают про местных полицейских и наших милиционеров.

Наверное, повод есть. Так, в Дрездене вдруг ненароком выяснилось, что отменены все поезда, идущие в Польшу. Мой вопрос "Почему?" был встречен дружным смехом. Ибо, если речь идет о Дойче Бан, само слово "Варум?" неуместно. Ругать свои железные дороги, почту и т. п. - немецкий национальный спорт. На что было бы уместно ответить анекдотом: "...мне бы Ваши проблемы, господин учитель!"

На мой незамылившийся взгляд, здешние железные дороги вполне отражают общее состояние дел. Вагоны с ковролиновым покрытием и дисплеями на стенах - это лишь проявление иного качества жизни, в котором количественные изменения: спад, прекращение или замедление роста - заметны, понятны и чувствительны лишь для аборигенов.

Сразу скажу: железнодорожные билеты здесь дОроги. Навскидку, билет из края замков в долине Рейна до Берлина, километров 800 - 900, в пересчете на деревянные стоит около трех тысяч. У нас за такие деньги можно улететь на самолете на пару тысяч километров! Место, между прочим, как в самолете - сидячее. Правда, и поезд ICE (лёд тут не при чем - InterCity Express) похож на самолет, и скорость у него соответствующая - до 24О километров в час. И есть система разного рода скидок, местные могу вдвое сбрасывать цену.

И всё равно - на машине даже при взлетевших ценах на бензин получилось бы существенно дешевле. Будь это дешевая машина с малыми эксплуатационными расходами. И если ездить в большой кампании - втроем, вчетвером, впятером... Тогда, конечно, дешевле - но вовсе не обязательно что быстрее.

Дорожная сеть - немыслимо развитая по нашим понятиям - перегружена, из окна поезда довольные пассажиры могут созерцать на автобанах пробки и сгущения машин, движущихся с черепашьей скоростью. Расписание поездов, между тем, хорошо подогнано: пересадки с экспресса на экспресс продуманы так, чтобы нужно было лишь перейти с одной стороны перрона на другую. Стоянка экспресса длится считанные минуты - иначе какой же он экспресс? Небольшие опоздания же - увы! - не редкость: наше представление о немецкой точности на поверку сильно преувеличено. Однако в этом случае второй поезд обычно чуть придерживают. Небольшое опоздание одного состава влечет, таким образом, сдвиг в движении многих, но... Главный результат - возможно планировать маршруты со многими пересадками, с малым - в пределах четверти часа - промежутком между прибытием одного и отправлением другого поезда, и эти планы оказываются осуществимы. За неделю разъездов вот так, "на собаках", я провел в поездах часов тридцать, сделал два десятка пересадок, и всюду успел! Как? Загадка природы...

Именно в этом главное отличие немецких железных дорог от наших, российских. Не важна ширина колеи. Не столь существенно, что у нас вагоны спальные, а расстояния - громадные. Не имеет значения, что у нас неизъяснимые сортиры с вечной антисанитарией (попробуйте попутешествовать в поезде с грудным ребенком!), и прямым выхлопом в окружающую среду, а у них весь "вторичный продукт" собирается в специальную ёмкость (нет, на этом лучше остановиться: поездной туалет для инвалидов размером с купе, с автоматическими раздвигающимися дверями, с поручнями и откидывающимся пеленальным столиком меня просто добил)... И ковролиновое покрытие супротив заплёванного металлического пола - это тоже, на самом деле, несущественно. Главное - Дорога не превращается в Путешествие, три-четыре-пять часов перестука вагонных колес не выбивают Вас на сутки из рабочего ритма. Люди должны легко, без напряжения, перемещаться - как в пределах границ, так и через эти самые границы. Без этого - без мобильности трудовых ресурсов - экономика не заработает... вернее, так и останется в прошлом веке. Без этой свободы передвижения и жизнь, в общем, теряет значительную часть данного Богом смысла.

На железнодорожных билетах, в отличие от авиа-, нет сведений о пассажире. У нас-то уже давно Ваши паспортные данные туда впечатываются, паспорт нужен для покупки билета, а для посадки на поезд - тем более... К чему это? Контртуристическая операция? Да нет, это давно уже ввели - вроде бы, для борьбы со спекулянтами, а теперь просто ужесточили. Зачем? Ну ведь сейчас-то известно - не помогли эти меры ничего предотвратить. Зато заложили неплохую основу для будущего технотронного государства, не полицейского даже - милицейского!

Какого дьявола мне десять раз предъявлять паспорт? Чтобы мои бородатые мордасы сравнили со слепым ксероксом с ксерокса, где другие щетинистые физиономии почти невозможно опознать? Ну вот висят возле садика моего чада такие страховидные портреты чёртовой дюжины "шахидок". Где я только про них не читал: врачи из местного персонала какой-то вроде бы американской гуманитарной организации в Ингушетии. Старшей врачихе - три четверти века. Как только узнали, что объявлены к разысканию, тут же в великом страхе кинулись в тамошний северокавказский оперативный штаб: "время настало, и вот они мы"! Там их заверили, что произошла ошибка. Но после Беслана всё равно разослали их искаженные до потери узнаваемости физиономии по городам и весям. Паспортные данные, правда, остались узнаваемы любому проверяющему... И дамы вновь бросились в тот же региональный оперативный штаб. Там вновь попеняли на ошибку, а фотороботы меж тем не отозвали... Вот мой участковый - небось, будет пристально всматриваться в лица чуждой национальности, а толку что? Сдается мне, портреты этих горе-"шахидок" развешаны с одной целью: сделать вид, будто где-то там, наверху, знают, кого искать. Да, на Рижской 31 августа это помогло - там милиционеры, похоже, испугали террористку, и она подорвала себя не в метро, а у входа... Но тогда ориентировки были даны всерьез, теперь же - для отчета перед начальством...

Да, теоретически сплошной контроль за передвижениями граждан может способствовать нахождению среди них злодеев. Но на практике - поверьте старому системщику (здесь - не в хипповом, а в программистском значении этого слова)! - огромный объем получаемой при этом информации обработать будет невозможно. Неминуемо всеобщее закозление! Нет, не обижайтесь

- так говорят металлурги, если сталь, чугун, шлак застывает там, где ему надлежит течь и быть жидким: "козёл" получился.

А вот для контроля за вполне законопослушными, но неблагонадежными гражданами - "яблоками и лимонами" - вполне сгодится... Хотя и в этом нельзя быть уверенным: для таких задач нужно полицейское государство, у нас же, повторяю, получится в лучшем случае милицейское.

И это подталкивает нас к третьему выводу, который неутешителен и касается всех граждан. У последних возникнет гораздо больше поводов благодарить наследников Дяди Стёпы, известных своими бескорыстием и неподкупностью. Отдельные граждане - те, у кого есть собственность (которая, как мы знаем, по выражению Прудона, сама по себе является кражей!), неминуемо попадут под более пристальное око служителей Закона... разумеется, в свободное от основной работы последних время.

Вы скажете, что это лишь возможности... Но зачем тогда их создавать? Закон ведь должен быть рассчитан не на ангелов, а на людей. Иначе и в домах не стоило бы делать крышу, уповая на хорошую погоду и ясное небо.

А ежели вспомнить любимое нашим президентом словечко "эффективность", то и вовсе становится грустно. Потому что полицейское ограничение трудовой миграции (не регулирование, а именно ограничение!) с роковой неумолимостью тормозит и отбрасывает назад нашу российскую экономику.

Здесь же, на Неметчине, народ, сидя в поезде, вовсю наяривает на ноутбуках. Рабочий день продолжается под стук колес... хотя и стука нет, а есть гул и шелест - сказывается качество укладки полотна и сварки рельсов. Технология производства и культура труда, так их... Прогресс не только в этом - у ноутов батареи сейчас работают долго, но расходовать их не обязательно: в экспрессах электрическая розетка - под каждым сиденьем, в простых междугородних поездах восемь рабочих мест с розетками на вагон - можно развернуть офис... И сидят, пашут, строят свой капитализм. Представьте себе подобную картину в электричке "Москва-Александров"... Там "менеджер среднего звена" лишится орудия труда и станет "таким, как все" - это лишь вопрос времени. Ну ладно, допустим, в этом отношении ситуация и наладится - в московском метро теперь ведь многие совершенно открыто с "Палмами" и прочими наладонниками ездят. Но все равно: Дорога в России остается Путешествием.

В немецком же экспрессе задача проводника и кондуктора - сделать перемещение в пространстве комфортным и незаметным. Как в самолете, только лучше: ведь после "контртуристической" активности на воздушном флоте многие преимущества этого вида транспорта обесцениваются. Три часа, потраченные перед полетом на то, чтобы добраться до аэропорта и отстоять в немыслимых очередях на всех видах контроля, съедают если не все, то многие преимущества воздухоплавания перед передвижением по земле. По крайней мере, если дорога без напряжения укладывается в один рабочий день.

А уж это характерное расстояние вычисляется с применением науки арифметики, исходя из средней скорости передвижения. Но тут в наше "из пункта А в пункт Б" вмешивается окрестное население со своими повадками.

...Вот в Германии, например, свирепствует "Агалтэлый расызм", как сказали бы герои фильма "Кин-Дза-Дза". Здесь безо всякого зазрения совести охотятся на "черных". Их ловят в метро, в поездах местного сообщения, если они пытаются бежать - догоняют на перронах, и безжалостно отнимают деньги. Евро этак 40 - строго по таксе. "Черные", или "черные ездоки" - schwarzfahrer - это местные "зайцы". А охотятся за ними внутри метрополитена (U-Bahn - подземка, S-Bahn - городская электричка) потому, что вход туда свободный. Нет входных турникетов - в отличие от Москвы, Парижа, Лондона. Что само по себе, согласитесь, свидетельствует об определенном стандарте законопослушания.

Вся эта транспортная система может функционировать "на хозрасчете" лишь при определенных условиях: если за проезд будут платить, если в поездах и на вокзалах не будут гадить, если разного рода "злоумышленники" не будут тащить по мелочи и по-крупному гайки на грузила и сложную электронику на цветной металл, если у местной шпаны, уставшей от метания камней в окна проезжающих поездов, не возникнет желание посмотреть, как красиво сходит с рельсов сверхскоростной состав, и т. п. Читатель, Вы скажете, что я многого хочу, и предложите мне губозакатывательную машинку?

Ну ладно, сосредоточимся на пункте первом - на оплате. Вот у нас на подмосковных электричках внедряется система сплошного входного-выходного контроля. Штука не очень удобная - по сравнению с Германией "два шага назад". И с точки зрения контртеррористической сомнительно: у турникетов создаются такие толпы - загляденье, мечта шахида! А далее - паника, давка... При этом на ближних станциях не зарастает "народная тропа" сквозь заботливо подновляемую дыру в заборе. На станциях же дальних всё по старинке: крашеный кирпичный бункер с амбразурой кассы, и свободный доступ на перрон. Так что уже на выезде из города возникает потребность в контролере.

Причем наш контролер - не улыбчивый херр или месье, а целый выводок мрачных дядек и тёток. Иначе никак: наш брат-пассажир не чета немецкому - и на три веселых буквы пошлет, сумеет постоять за себя "словом и делом". Посему вполне уместны проходящие вечерами вдоль поезда наряды милиции и ОМОНа, особенно внимательные к "людям не местным". Попеременно со стражами порядка патрулируют стайки молодежи: вчерашние гопники, внезапно проникнувшиеся "национальной идеей", интересуются теми же усатыми-носатыми-брюнетами, что и стражи порядка, только откупиться трудно - дело в лучшем случае закончится побоями. Иногда милиция защищает свою территорию от скинов-гопников, случаются уморительные погони. Для такого действа ничего лучше вагона-паноптикума нашей электрички не придумано. Вот, например, европейские двухэтажные вагоны весьма вместительны и комфортны, но не просматриваются насквозь. Нельзя вести рейд по такому поезду - контролерам ли, для проверки билетов, или же ОМОНу... Опять-таки ковролин - пара самодеятельных концертов в стиле "харч-метал" придаст вагону ни с чем не сравнимый аромат!

Народ мы другой, вот в чем дело. Можем тешить себя надеждой, что, вопреки поговорке, не заслужили такое начальство и таких ментов, но - другой... И это обстоятельство куда более существенно, чем длинные перегоны, холодный климат с суровой зимой, и привычка граждан есть много, особенно в путешествии, а затем выдавать "вторичного продукта" куда боле среднего европейца - говорят, именно эти национальные особенности мешают приблизить наш поездной гальюн к европейским стандартам, и пустить, наконец отечественные вагоны "вперед, на Запад!.."

Обсудите в соцсетях

Главные новости

29.05 17:58 Миронов вручил Стивену Сигалу партбилет «Справедливой России — За правду»
29.05 17:14 МИД объявил, что россиянам не придется возвращаться из-за границы ради нового загранпаспорта
29.05 16:51 Lufthansa получила от России разрешение на полеты в обход Белоруссии
29.05 16:15 В Москве открыли новый железнодорожный вокзал — впервые за сто лет
29.05 15:52 В Черном море у Туапсе появилось новое нефтяное пятно длиной 150 метров
29.05 14:25 Air France согласовала с Россией план полетов в обход Белоруссии
29.05 13:46 Прокуратура попросила лишить свободы на пять лет чеченца, вступившего в драку с росгвардейцами на акции протеста
29.05 12:58 Количество автокредитов в России достигло исторического максимума в апреле
29.05 12:16 Глава «Белавиа» назвал западные санкции «подлостью» и «наказанием невиновных»
29.05 11:53 Адвокат Мария Эйсмонт выиграла суд у полицейских, не пустивших ее к задержанным под предлогом плана «Крепость»
29.05 11:25 В России третий день подряд фиксируют больше 9 тыс. заболевших ковидом
29.05 11:00 Президент Финляндии назвал действия Минска «революционным вмешательством в международную практику»
29.05 10:17 Forbes: российские авиакомпании начали облетать Белоруссию
29.05 09:44 Во Вьетнаме нашли новый штамм коронавируса — еще более заразный гибрид британского и индийского штаммов
29.05 09:13 США приостановят соглашение с Белоруссией об авиасообщении и введут новые санкции против Минска
28.05 22:19 ФСБ и СК задержали саратовских подростков и обвинили их в экстремизме и участии в украинской радикальной группировке
28.05 21:48 Euronews: нигерийские власти подтвердили гибель 76 человек, плывших в лодке, перевернувшейся в штате Кебби
28.05 21:10 Haberturk: из-за аварии танкера Rava приостановлено движение судов через Босфор
28.05 21:00 Минздрав опроверг невозможность исследования комбинации AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 20:47 Против редактора DOXA Владимира Метелкина завели еще одно уголовное дело. Его обвиняют в клевете на следователя
28.05 20:19 CTV: в Канаде на территории бывшей школы-пансионата для коренных народов нашли захороненные останки 215 детей
28.05 19:52 Наталья Поклонская снялась с праймериз «Единой России» «в связи с новой работой» и сообщила, что снова сможет надеть китель
28.05 19:23 МИД РФ: вся ответственность за развал Договора по открытому небу лежит на США
28.05 19:05 Лукашенко заявил Путину, что в Белоруссии «идет попытка раскачать ситуацию до уровня августа прошлого года»
28.05 18:14 Ярославским курсантам училища ПВО приказывают голосовать на праймериз «Единой России»
28.05 17:59 «Фармвестник»: Минздрав РФ отказался от испытаний комбинации вакцин AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 17:28 Участника Pussy Riot Тима Бесцвета арестовали из-за акции с радужными флагами в Москве
28.05 17:09 К россиянке Софье Сапеге пустили адвоката спустя пять дней после задержания в Минске
28.05 16:54 ТАСС: Малайзия вводит полный локдаун на две недели
28.05 16:37 В Ульяновске начались одиночные пикеты против принудительной вакцинации от коронавируса, фактически объявленной указом губернатора
28.05 16:31 Литва выслала двух белорусских дипломатов
28.05 16:08 Люблинский суд смягчил ограничения для фигуранта «Нового величия» Дмитрия Полетаева. Он сможет передвигаться по всей Москве
28.05 15:58 WSJ: Год назад Nike разорвала контракт с Неймаром из-за обвинений в домогательствах в его адрес
28.05 15:35 В Сочи арестовали аниматоров в костюмах коней. Они вымогали деньги у прохожих
28.05 15:32 В свердловском селе дети записали для мэра рэп о том, что очень «хотят надрать зад» тем, из-за кого у них нет воды
28.05 15:04 Подозреваемых в планировании терактов на Ставрополье арестовали на два месяца
28.05 14:52 Жителя Нарьян-Мара оштрафовали за посты в соцсети с подписью, что Крым принадлежит Украине
28.05 14:36 Документы Стивена Хокинга оцифруют и поместят в библиотеку Кембриджского университета
28.05 14:34 Станислав Козловский: «Википедия» может быть признана иноагентом по «закону о приземлении», если откроет свой филиал в России
28.05 14:33 Суд в Минске отклонил жалобу на задержание россиянки Софьи Сапеги
28.05 14:00 Палеонтологи изучили яйца вымершего подвида эму
28.05 14:00 РФ разрешила Austrian Airlines выполнить рейс в Москву в облет Белоруссии. Разрешения на другие рейсы авиакомпании пока нет
28.05 13:55 Мосгорсуд огласил приговор бывшим полицейским по делу Голунова. Они получили от 5 до 12 лет колонии
28.05 13:26 Полиция подозревает оренбургского первоклассника в участии в несанкционированном митинге. Он держал плакат с просьбой отремонтировать школу
28.05 13:04 ФБР решило помочь в расследовании инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair
28.05 12:51 Гендиректор Ryanair назвал захват самолета с Романом Протасевичем «незаконным и предосудительным действием»
28.05 12:41 Генпрокурор Краснов за прошлый год увеличил доход в три раза и обогнал Бастрыкина
28.05 12:11 В правительстве предложили запретить ватные палочки и пластиковую посуду
28.05 12:00 Затопленная итальянская деревня спустя 70 лет вновь оказалась на поверхности
28.05 11:59 Профессору Митько, обвиняемому в госизмене, не разрешили выступить на Международном арктическом саммите
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия Бурятия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОАЭ ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена демография деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия психология пытки ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Бастрыкин Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Милонов Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Самарская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников домашние животные дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Всемирная организация здравоохранения Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.