16 июля 2019, вторник, 21:35
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 августа 2009, 08:06

Эволюция в образовании

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» - совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи – российский палеонтолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института палеонтологии РАН, вице-президент Евразийского Арахнологического Общества, автор книги "История Земли и жизни на ней: От хаоса до человека" Кирилл Еськов. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

См. также:

·         «Наука 2.0» с Кириллом Еськовым. Эволюция на марше

·         «Наука 2.0» с Кириллом Еськовым. Эволюция и экология

·         Лекция Кирилла Еськова. Палеонтология и макроэволюция

 

Дмитрий Ицкович: Здравствуйте. Сегодня вновь у нас в гостях очень полюбившийся нам Кирилл Юрьевич Еськов, палеонтолог, кандидат биологических наук и, что важно для сегодняшней передачи, преподаватель гимназии 1543 и автор школьных учебников. В эфире передача, которая называется «Наука 2.0». Это совместный проект портала «Полит.Ру» и радиостанции «Вести.FM”. В студии, кроме Кирилла Юрьевича, я, Дмитрий Ицкович и Борис Долгин, научный редактор портала «Полит.Ру». В предыдущих передачах мы с Кириллом Юрьевичем много говорили о таких сложных вещах, как эволюция и палеонтология. И нас взволновало то, что это сфера очень тесно связана с массовым сознанием людей.

Холодает, теплеет, и вокруг этого происходят какие-то общественные истерики. При этом растет разрыв между школьным образованием и революционно развивающейся наукой, в которой происходят очень серьезные сдвиги. Этот разрыв становится все больше, при том, что школьное образование в России проходит очень сложную и, на мой взгляд, продуктивную реформу. Продуктивную в том смысле, что она коснулась всех.

Борис Долгин: Это называется – эффективная.

Д.И.: Да, и продуктивную. Это как с экосистемами. Старое образование мы уже потеряли; в том виде, в котором было, оно уже не повторится.

Кирилл Еськов: Я резко отрицательно отношусь к ЕГЭ, к деятельности нынешних образовательных начальников. Давайте лучше к созидательной части. Я хочу сказать, что деятельность министра Фурсенко и его предшественника Филиппова нанесла образованию и науке ущерб, не сопоставимый с деятельностью Трофима Денисовича Лысенко[1].

Б.Д.: Но менять советскую школу все равно пришлось бы.

К.Е.: Да, не может быть советской школы вне СССР - это нонсенс.

Б.Д.: А в каком направлении надо было менять?

К.Е.: Школьное образование, в общем-то, достаточно неплохо функционировало. Шел естественный процесс, в который сейчас начали вмешиваться. Я считаю, что то, как школа эволюционировала в 1990-е годы, в целом было правильным. Тогда стоял вопрос радикальной нехватки финансирования, низких зарплат учителей. Вот и все. А теперь есть множество людей, которые являются специалистами по реформе, у которых есть собственное мнение по ЕГЭ. Я отношусь к этому резко отрицательно, но отчетливо понимаю границы своей компетентности. Я не чиновник, не организатор. Более того, я не постоянно практикующий учитель - читаю спецкурсы. Поэтому я бы хотел устраниться от обсуждения этой темы.

Д.И.: Тогда прямо к нашей сегодняшней теме. Каким должно быть естественно-научное образование в школе?

К.Е.: Я являюсь одним из членов образовательной программы «Школа-2100». И в свое время, когда ставились задачи, надо было прежде всего сформулировать, а кого мы, собственно, хотим видеть на выходе. Мы вспоминали сейчас советскую школу. Она в принципе готовила всех к поступлению в ВУЗ.

Д.И.: Нет. Она, прежде всего, формировала советского человека.

К.Е.: Это не совсем так. Она формировала очень разных людей, что мы и видим сейчас.

Б.Д.: Но ее целью было именно формирование советского человека.

К.Е.: Я готов это оспорить. Мне кажется, что идеологическая компонента в советской школе очень сильно преувеличивается. Я же не в штате Вермонт учился! Школа в период, как его сейчас называют, «вегетарианского тоталитаризма» была заведением в достаточной степени деидеологизированным.

Д.И.: Она соответствовала среде вокруг себя.

К.Е.: Я готов отстаивать, что она была менее идеологизирована, чем общество. Так вот, задача советской школы была в том, чтобы готовить всех к поступлению в ВУЗ. Задача была в том, чтобы обеспечить инженерными и естественно-научными кадрами ВПК, который поддерживал стратегический потенциал страны.

Б.Д.: И вообще экономику.

К.Е.: Экономику, которая могла бы поддерживать военно-стратегический паритет[2]. Советская школа давала достаточно приличную основу для получения инженерного и иного образования в ВУЗе. Эта задача вполне успешно решалась.

Б.Д.: Тогда и начался переход ко всеобщему высшему образованию.

К.Е.: Задача всеобщего высшего образования именно в том и состояла, чтобы расширить образовательную базу.

Д.И.: Что такое образовательная база?

К.Е.: Люди, которые в принципе могут получить высшее образование и достичь некоторых высот.

Б.Д.: То есть это был уже переход ко всеобщему высшему образованию?

К.Е.: Фактически решалась именно эта задача. Сейчас в Европе мы это имеем. В мире существует две образовательные стратегии. Одна – в Европе, Японии - фактически это всеобщее высшее образование. Вторая стратегия в неявном виде сложилась в США и в Англии. Она состоит в констатации того факта, что реально все достижения – это дело мозгов 5-7% людей. И вот этих 5-7% надо как следует учить, а всех прочих следует социализировать и т. д.

Б.Д.: То есть учить функционально.

К.Е.: Да, а эти 5-7% надо серьезно искать. Так что все эти представления о тупых американцах с замороженным гамбургером в мозгу и детьми, которые не читают ничего кроме комиксов и не знают таблицы умножения... Да, ужас. Но при этом действует гигантская, скопированная у нас и улучшенная система отбора детей при помощи олимпиад, физ.-мат. школ и т. д. Это все было разработано в СССР.

Д.И.: То есть они осуществляют рекрутинг на более раннем этапе?

К.Е.: Да. Дело идет к тому, что все, кто по мозгам того заслуживают, должны быть рекрутированы. Опять-таки школа школе рознь. У нас очень любят сравнивать нашу 57-ую школу и американскую школу в Плезантвиле. И говорят, что наша лучше. Тогда вы сравните школу в Плезантвиле со школой при сельсовете в Костроме, а 57-ую – со школой при Чикагском университете, где учится внук моего близкого приятеля. Я видел их программы – это программы наших первых курсов. А спецкурсы там читают Нобелевские лауреаты. Им не западло тратить на это свое время.

Д.И.: Это, кстати, старая русская система, когда лучшие читали начинающим.

К.Е.: Я к тому, что ориентируются на то, чтобы возиться с небольшим количеством тщательно отобранных людей, а остальных просто социализировать, готовить к заворачиванию гамбургеров.

Д.И.: Вы рассказали про два подхода к образованию: европейский и англо-американский. Англия, кстати, лидер среди северных стран, где обычные люди, то есть, не пакистанцы, не получили даже общего образования. У них очень либеральные семьи. И если семья считает, что ребенку не надо ходить, скажем, в пятый класс, он не будет туда ходить.

К.Е.: А куча мигрантов там учится со страшной силой. Они должны получить определенный статус.

Д.И.: Учатся, идут в армию и вообще занимаются своей социализацией с напряжением и рвением. Особенно иммигранты первого поколения. Но это не сегодняшняя наша тема. Итак, у нас есть два подхода: один, направленный на всеобщее высшее образование, к которому, кажется, Россия присоединилась.

Б.Д.: Присоединялась.

К.Е.: Фишка в том, что на протяжении двадцати лет так называемой реформы, которая вся свелась к тому, что то вводится, то не вводится 12-летнее школьное образование, то у нас ЕГЭ вводится, то не вводится (а теперь, хотя всем понятно, что это плохо и вредно, но в это дело столько вложено, что отменить уже нельзя), так и не появилось четкой стратегии, так и не определились, по какому из двух путей мы пойдем.

Д.И.: Какой из подходов вам ближе?

К.Е.: Несомненно, европейский.

Д.И.: Почему?

К.Е.: Потому что при другом подходе идет жесткий отбор тех, кого мы учить будем, а остальные списываются, вернее социализируются. В обществе богатых…

Д.И.: В США, кажется, таких больше, чем 5-7%.

К.Е.: 5-7% - это те, кто все решает. Реальное образование дается, конечно, большему количеству. Так вот, в обществе, которое богатое, свободное, основанное на законах, где уровень коррупции во всех смыслах меньше, это, может быть, и применимо. Во что это выльется в нашем обществе, с нашими замечательными традициями? Если мы будем учить только элиту, а остальных списывать, как и из кого будет формироваться элита, объяснять не надо.

Д.И.: Это интересно. В медийной и вполне интеллигентной элите такой тренд тоже наметился - закрытое сообщество по отношению к размазанному далекому и серому большинству.

К.Е.: Это просто на математических моделях показано. Есть такой математический раздел – теория элит[3]. Есть выборка, не важно, по какому параметру. Вы берете часть, лучшую по избранному параметру. Дальше она воспроизводится и вы выбираете по новой. Есть просто замечательные математические модели на этот счет. Действительно, путем такого отбора можно добиться улучшения качества этой элиты. Опять-таки элита – это просто лучшие, без эмоционального подтекста. Если вам нужны гренадеры, вы выбираете самых высоких. Потом вы отбираете уже лучших из гренадеров. С помощью такого естественного отбора можно добиться хороших результатов. Но для этого предметом отбора должна быть вся выборка. Математически показано, что как только у вас возникает закрытость системы, то есть не вся выборка участвует, элита деградирует быстрее, чем выборка в целом. И через три года у вас элита по этому показателю становится хуже, чем общество в целом. Это чистая математика. Именно поэтому этот «американский путь» для наших российских условий не является приемлемым.

Д.И.: Кстати, американцы тоже волнуются по этому поводу. Обама объявил в своих программах в том числе и реформу школьного образования.

К.Е.: Я вообще не знаю страны, где постоянно не было бы реформы образования.

Д.И.: Там вот что удивительно. Общепринятое утверждение – в США плохое среднее образование. Все про это вроде бы знают, но при этом все знают, что среди первых ста лучших университетов почти все американские.

Б.Д.: В которых учится очень много неамериканцев.

Д.И.: Процентов 5 там неамериканцев, ну 10%. Не большинство – это точно.

К.Е.: Это некоторое преувеличение. Если бы система образования была реально плохой, 80% Нобелевских премий в области естественных наук не уходило бы в Штаты. Они предоставляют возможности ученым из других стран, мир открыт, но Нобелевские премии все равно получают американцы. Именно поэтому довод, что у них нет школы, а дальше они тупо все покупают на кэш... Это не работает. Покупают, конечно, много. Но очень все по-разному в разных областях - это как средняя температура по больнице.

Д.И.: А такая средняя температура есть?

К.Е.: Не интересовался, в связи с полной бессмысленностью этой цифры. Речь идет вот о чем. Идея, что система американского школьного образования в корне порочна и так плоха, что наша советская была сильно лучше, не верна. Это надо понимать и принимать. Вначале задача реформы образования у нас состояла в том, чтобы определиться, какую из двух стратегий мы выбираем. В итоге ничего не было выбрано. Я бы сказал, что старательно от обеих моделей выбирают отрицательные черты, а потому не имеют плюсов ни одной из них.

Д.И.: Среднюю температуру по больнице нам все-таки приходится учитывать в образовании. Мы говорим о том, что школьное образование должно опираться на определенную цель: кого мы готовим, делаем.

К.Е.: Для начала должна быть определена цель.

Б.Д.: Как и у любого инженерного процесса.

К.Е.: Да. А дальше мы под цель подбираем средства.

Д.И.: Образование – это инженерный процесс?

Б.Д.: Конечно.

К.Е.: Я понимаю, что есть такая концепция - мы должны воспитывать государственно-мыслящего человека. Я же полагаю, что мы должны воспитывать человека, который хотя бы умеет и этому государству служить мозгами.

Б.Д.: Оба варианта все равно предполагают инженерный процесс.

Д.И.: Напомню тебе, что у Коменского была другая идея по этому поводу[4].

К.Е.: Это тоже инженерный процесс. Главный мой упрек нынешней системе в том, что за время всей этой так называемой реформы так и не было сформулировано самое фундаментальное – по какому пути мы собираемся идти. Путей два. Они подразумевают концентрацию ресурсов на чем-то одном. В итоге получилось как обычно: ресурсы, сколько их есть, размазывают ровным слоем. Вначале их не было, и это было понятно. Но потом наступили так называемые «тучные годы», когда очень даже можно было что-то делать.

Д.И.: Ситуация в школах в тучные годы стала получше.

К.Е.: Зарплаты увеличились.

Д.И.: Новые управленцы пришли.

К.Е.: Зарплаты действительно стали повыше. Более того, внешкольные программы под всякие экспедиции и прочее стали реально получать финансирование. Столько было этих нефтедолларов, что даже на школу стало хватать! Но стратегия не была определена. Что мы хотим получить? Мы начинали с советской школы, которая должна была готовить людей к дальнейшему получению высшего образования. Школа была неизбежной ступенью к высшему образованию. Понятно, что не все пойдут, но в принципе все могут пойти, все были на это ориентированы. Дальше стало понятно, что это не вполне так. Мы можем пойти по этому пути, но тогда в рамках европейской концепции должна быть реальная возможность, чтобы высшее образование мог получить любой выпускник.

Д.И.: У нас в постсоветские годы был такой взрыв высшего образования.

К.Е.: Это просто покупка отсрочки от армии.

Д.И.: Не только. Это покупка социализации и всего прочего.

К.Е.: Хорошо. Но это именно покупка, а не получение реального образования. Не надо это путать. Либо мы должны определиться, что всеобщее образование мы давать не можем, поэтому надо учить элиту, а других – социализировать. Но и этого не делается. Возможен и принципиально другой подход. Почему, собственно, конечной целью является человек, готовый к поступлению в вуз? Вообще-то человек, по моим представлениям, должен выносить из школы некую цельную картину мира. Понятно, что и навыки, но главное – это цельная картина мира. Причем основа этой цельной картины может быть разной. Это может быть научная, художественная, религиозная картина мира. Но для религиозной и художественной картины существуют отдельные типы школ. А государственная школа должна давать научную картину мира. И критерий тут очень простой. На выходе должен быть человек, которому трудно компостировать мозги при помощи телевизора на предмет ГМО и всего прочего[5].

Б.Д.: Критически мыслящий человек.

Д.И.: Почему мы предполагаем такой разрыв между научной, художественной и религиозной картиной мира? Это разные картины мира?

К.Е.: Я полагаю, что да. Есть люди, более склонные к одной или другой картине.

Д.И.: Но для физиолога Павлова это была одна картина мира.

К.Е.: В какой связи вы упомянули физиолога Павлова?

Д.И.: Это человек был религиозный.

К.Е.: Вы ошибаетесь. Академик Павлов был совершенно отмороженным атеистом, а на каждую церковку он крестился и пел в церковном хоре исключительно в рамках антибольшевистской фронды.

Б.Д.: Не вызывает сомнений, что есть много религиозных ученых.

К.Е.: Мы говорим немного о другом. Любой ученый в рамках своей лаборатории является агностиком[6]. Ньютон, который был еще и богословом, сформулировал это так (это иногда называется нулевым законом Ньютона): вездесущее божие влияния на движение тел не оказывает. В рамках своей лаборатории любой ученый является агностиком. Не атеистом, а именно агностиком. Он рассматривает совершенно определенный класс и тип явлений. А вне своей лаборатории он может быть отмороженным атеистом, добрым католиком, плясать вокруг идола. Это факт его личной биографии, который не имеет никакого отношения к его научной деятельности.

Д.И.: Спасибо большое. Мы сегодня поговорили о школьном образовании. По-моему, в чем-то разобрались. С нами был Кирилл Юрьевич Еськов, преподаватель гимназии 1543, известный ученый, писатель-фантаст, я, Дмитрий Ицкович, и Борис Долгин, научный редактор портала «Полит.Ру».


[1] Трофим Денисович Лысенко – крупнейший функционер в сфере организации сельскохозяйственной и биологической науки в 1930-1960-е гг. Сыграл решающую роль в обосновании репрессий против крупных отечественных биологов и в фактическом уничтожении генетики в СССР в 1940-1950-е гг. Известен некорректностью проводимых экспериментов, малограмотностью теорий и многочисленными невыполненными обещаниями практических достижений своей «мичуринской» агробиологии.

[2] Условное равенство военно-стратегического потенциала сторон, не предполагающее тождество по каждому конкретному показателю, но делающее почти невозможной военную победу одной стороны над другой и обессмысливающее войну как способ решения политических проблем между сторонами.

[3] Совокупность концепций социальных наук, которые исследуют элиты как часть общества, определяющую модели поведения в обществе, а также способы реакции общества на вызовы извне или изнутри.

[4] Ян Амос Коменский – чешский педагог и общественный деятель, живший в конце 15-го – начале 16-го вв. Был сторонником всеобщего образования как инструмента воспитания детей в духе религиозного гуманизма.

[5] ГМО – живой организм, генотип которого был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии. Такие изменения, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. Генетическая модификация отличается целенаправленным изменением генотипа организма. Использование ГМО является предметом дискуссии как ученых, озабоченных воздействием этого на биологическое разнообразие, состояние популяций и биоценозов, так и медиа-спекуляций на мнимой угрозе изменения генотипа организма, потребляющего в пищу генетически-модифицированные продукты.

[6] Агностицизм – философско-идеологическая позиция, отрицающая возможность какого бы то ни было ответа на вопрос о существовании трансцендентного,  в том числе, о существовании бога или сверхъестественных существ или сущностей.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:55 Эксперты сообщили о стремительном росте частного капитала в России
20:32 Избиркомы отказали Соболь и Жданову в регистрации на выборах в Мосгордуму
20:07 «Газпром» отчитался о готовности «Северного потока — 2» на 66%
19:57 Турецкие отели увеличили количество спецпредложений для туристов из РФ
19:37 Из-за дрожи Меркель начали менять протоколы мероприятий
19:13 В Чечне власти запретили артистам несогласованные выступления
18:54 Министр экологии Франции покинул свой пост из-за скандала
18:36 Из-за отравления едой из автоматов в больницы Москвы попал 21 человек
18:21 В чемпионате России по футболу откажутся от поздних матчей
18:01 Силуанов назвал причину распада СССР
17:45 Вынесен приговор по делу об убийстве старейшей сотрудницы Мариинского театра
17:25 Уровень смертности от СПИДа в мире сократился на треть
17:07 Власти Украины не нашли следов вмешательства России в выборы
16:55 Власти Австрии согласовали экстрадицию Фирташа в США
16:35 Депутаты Госдумы согласились вернуть курилки в аэропорты
16:15 СМИ рассказали о подорожании биткоина в 16 раз
15:59 В Минпросвещения не стали рассматривать идею ввода ЕГЭ по экологии
15:43 В Минобороны решили запретить военным рассказывать о службе в интернете
15:22 Памфилова отказалась от встреч с оппозицией из-за операции на плече
15:13 Россиянки стали чаще жаловаться в ЕСПЧ на домашнее насилие
14:55 Адвокат экс-жены Глушакова разрекламировал освободившегося от брака футболиста
14:19 Четверть россиян заявила о своем нежелании самостоятельно копить на пенсию
14:04 Песков не стал исключать вероятность проведения кампании по дезинформации
13:46 Эксперты назвали регионы-лидеры по числу усыновленных детей
13:23 Песков заявил об отсутствии позиции по вопросу конфискации имущества коррупционеров
13:01 В Кремле предпочли не вмешиваться в предвыборную гонку в Москве
12:53 Роскомнадзор потребовал у Instagram удалить изображение с флагом РФ
12:40 Четверо полицейских потеряли работу после «дела Голунова»
12:30 Глаза кальмаров и ноги людей появляются благодаря одним и тем же генам
12:28 Чиновники пожаловались на сбои в системе управления нацпроектами
12:16 Вылетевший из Домодедова самолет вернулся в аэропорт на одном двигателе
11:59 Избиркомы отказали в регистрации 27 кандидатам на выборах в Москве
11:48 В Росгвардии заявили о праве изучать содержимое телефонов граждан
11:24 Первый тур РПЛ посетило рекордное количество болельщиков
11:15 Регионы России начали сужать круг получателей социальной помощи
11:04 Минпросвещения начало проверку выплат учителям за ЕГЭ в регионах
11:00 Свиной жир могли использовать при строительстве Стоунхенджа
10:59 В России могут ввести плату за вывоз мусора по количеству контейнеров
10:49 Минтруд дал разъяснения по переносу выходных дней в 2020 году
10:37 Политологи назвали врио губернаторов с самым слабым политическим менеджментом
10:13 Шифрование для биометрии клиентов банков появится в РФ к концу года
10:00 Голодные слоны способствуют росту деревьев в тропических лесах
09:55 Россиянам с судимостью и вредными привычками запретят делать фото младенцев
09:45 Роскачество назвало лучшие антивирусы для Мас и Windows
09:28 Предстоящей ночью россияне смогут увидеть «затенение» Луны
09:20 В римской церкви обнаружили хорошо сохранившуюся средневековую фреску
09:17 На «диком» пляже в Якутске утонули трое детей и четверо взрослых
08:55 Stratfor указал на несоответствие С-400 заявленным возможностям
08:49 Польский эксперт предсказал падение рубля на 9% к концу года
08:32 Правительство РФ поддержало закон против кальянов и вейпов
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.