19 сентября 2019, четверг, 03:45
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 февраля 2013, 10:18

Еще раз про транспортные риски: наука и жизнь

Михаил Блинкин
Михаил Блинкин

Новостной повод. На этой неделе появились официальные данные о количестве погибших на дорогах страны за прошедший год. Цифры практически не изменились в сравнении с 2011 годом: в позапрошлом году у нас погибло 27953 человека, в прошлом – 27991. На рис. 1 представлены сводные данные с 1990 года, то есть за всю эпоху активной автомобилизации России.

Нетрудно заменить, что смертность на дорогах у нас снижается, но не быстро, и не стабильно.

Научно-популярные сведения. Для анализа состояния безопасности дорожного движения в странах мира используют, разумеется, не абсолютные цифры, а показатели, приведенные к численности парка автомобилей и/или объему транспортной работы. Самый распространенный из них – показатель транспортных рисков, исчисляемый количеством погибших в расчете на 10 тысяч автомобилей. Еще в конце 1940-ых годов легендарный профессор Лондонского университетского колледжа Рубен Смид (Rouben Smeed, 1909-1976) обратил внимание на тот факт, что транспортные риски снижаются по гиперболе ( ), зависящей от уровня автомобилизации. Так что, в странах, проходящих активную стадию роста автомобильного парка, понижательный тренд транспортных рисков, к счастью, неизбежен. Эту тенденцию мы наблюдаем и у нас в России (рис. 2).

К сожалению, эта «правильная» кривая нас с вами не вывезет: наши показатели были и остаются скверными не только в сравнении с планкой, заданной современными мировыми практиками, но и по отношению к целевым ориентирам прошлых десятилетий.

К еще большему сожалению, у нас нет оснований прогнозировать значительные успехи в деле снижения смертности на дорогах даже на отдаленную перспективу. Так, согласно представленному на прошлой неделе официальному прогнозу долгосрочного социально-экономического развития России уровень транспортных рисков должен снизиться к 2030 году на 63% по отношению к текущему значению: то есть от 6,6 до 2,44 единицы (рис.3).

Формально говоря, этот прогноз является сугубо пессимистическим. Принимается гипотеза, что в 2030 году ситуация с аварийностью на дорогах у нас будет несколько лучше, чем в мировой практике 1970-1980-ых годов (рубеж «трех единиц»), но заметно хуже, чем в лучших практиках 1990-2000-ых гг. (рубеж «единицы»). При этом берусь утверждать, что реальность 2030 года будет, во всяком случая, не лучше этого прогноза.

К рис.1 необходимы некоторые пояснения. «RS-10», или “Risky States -10” – это десятка стран, на которую приходится более половины от общего числа смертей на дорогах мира. В нее наряду с Россией входит Китай, Индия, Бразилия, Египет, Кения, Мексика, Турция, Кампучия и Вьетнам. Существует специальный проект «RS-10» Всемирной организации здравоохранения, который направлен на оказание методической помощи перечисленным странам и спонсируется благотворительным фондом Bloomberg Philanthropies. Замечу, что в сравнении с соседями по группе “Risky States” наши показатели выглядят далеко не самыми худшими.

Лозунг “above zero”, принятый в странах-членах ОЭСР, означает установку на снижение смертности в ДТП до нулевого уровня. Рубеж менее 1 погибшего на 10 тыс. автомобилей минули к настоящему времени более десятка развитых стран. Многие другие страны, в том числе ряд стран Восточной Европы, Азии и Южной Америки сумели снизить транспортные риски до рубежа, который считался удовлетворительным в рамках научных представлений середины XX века – менее 3 погибших на 10 тыс. автомобилей.

Еще раз констатирую: в горизонте 2030 года мы (в лучшем случае!) приблизимся к уровню безопасности на дорогах, достигнутому в развитых странах в 1970-1980-ых гг.

На первый взгляд это кажется удивительным.

– Большинство автомобилей, которыми мы пользуемся сегодня, отвечают самым продвинутым требованиями к активной и пассивной безопасности. Очевидно, что качественные характеристики автомобильного парка России образца 2020-ых годов будут на порядок лучше тех, которые имели место в самых продвинутых странах в 1970-1980-ых годы. Аналогичным будет преимущество России-2020 перед Европой-1970 в части IT-оснащения транспортных средств и дорожной сети.

– К 2030 году большинство участников дорожного движения будут составлять автовладельцы второго и третьего поколений, которые – судя по мировому опыту – обязаны вести себя на дороге куда как грамотнее и аккуратнее, чем нынешние автомобилисты-неофиты.

– Даже в рамках самых острожных гипотез по поводу перспектив развития отечественной дорожной сети, мы вправе ожидать, что положение дел за ближайшие десятилетия здесь заметно улучшится.

Список перспективных факторов, обязанных позитивно повлиять на уровень безопасности дорожного движения, можно продолжать и продолжать. При всем том берусь утверждать, что приведенный выше прогноз на 2030 год является вполне реалистическим и правдоподобным.

Суть дела объяснил когда-то упомянутый выше Рубен Смид и другие классики жанра, изучавшие сравнительное состояние смертности на дорогах разных стран за 100 лет мировой автомобилизации. Профессиональный подход к анализу этой трагической статистики обязывает, разумеется, учитывать всю совокупность факторов, относящихся к квартету «автомобиль – водитель – дорога – окружающая среда». Однако, главным фактором, детерминирующим уровень транспортных рисков, признаются сложившиеся в той или иной стране стандарты транспортного поведения, зависящие, свою очередь, от качества институтов, как общегражданских, так и специализированных транспортных.

Из 100-летнего мирового опыта формирования общепринятых в цивилизованном мире норм транспортного поведения вытекают некоторые тривиальные прописи: правила дорожного движения одинаковы для всех транспортных средств, независимо от статуса и степени известности их владельца; общепринятые преимущества, предоставляемые из соображений общественного блага автомобилям неотложных служб, не распространяются на VIP-автомобили и VIP-кортежи; не может и не должно быть никакого «царского пути» в выборе маршрутов и режимов движения; начальник любого ранга в салоне любого транспортного средства – не более чем пассажир и т.п.

Вне соблюдения этих прописей высокая смертность на дорогах будет сохраняться независимо от степени совершенства автомобилей, качества дорожной сети, изощренности медицинских технологий и IT-гаджетов.

Кое-что из ежедневной практики. Стандарты транспортного (как и любого прочего!) поведения задает элита. Если езда по «встречке» и «с ветерком» приемлема для вельмож высшего уровня, никто не удержит от того же удовольствия сотни тысяч прочих участников дорожного движения. Я имею в виду начальников всех рангов, полицейских, депутатов, воротил большого бизнеса и корпоративных менеджеров, следователей, воров в законе, прокуроров, поп-идолов, судей, генералов, популярных телеведущих, временно-неработающих владельцев Porsche Cayenne или Mercedes S600, да и просто непуганых идиотов.

Собственно, никто и ничто эту разномастную публику, в самом деле, не удерживает. Агрессивное поведение на дороге не считается у нас признаком асоциальности и умственной убогости; напротив, у нас это некий индикатор успеха, крутости, принадлежности к «кругу посвященных». Не хочу отбивать хлеб у журналистов рассказами о VIP-аварии со смертельным исходом, которые всегда завершаются возложением вины на покойников и третьих лиц, либо, на худой конец, компенсационными сделками по африканскому типу. Про пешеходов, задавленных полицейскими (прокурорскими, судейскими …) чинами и/или их родственниками, про последующие «отмазки» виновных и другие диковатые последствия этих повседневных трагедий. Про успешное продолжение публичных карьер известного поп-драматурга и не менее известного деятеля шоу-бизнеса, на совести которых убийства людей на дороге. Про всяческие VIP-безобразия без смертельных последствий, но с очевидным ущербом для общественной нравственности и здравого смысла; к примеру, про очередную поп-звезду, сохраняющую за собой священное право разворачиваться через двойную сплошную и/или ездить по встречке…

Для контраста замечу, что, к примеру, Майкл Блумберг – миллиардер, мэр Нью-Йорка и основатель вышеупомянутого фонда Bloomberg Philanthropies – не только соблюдает правила дорожного движения, но зачастую вообще обходится без автомобиля (рис.4). Не менее демократичным способом добирается до работы мэр Лондона (рис.5). В самом деле, стандарты транспортного поведения задает элита!

Кстати, уровень транспортных рисков в США – порядка 1,2 погибших на 10 тыс. автомобилей, в Соединенном Королевстве этот показатель и вовсе один из лучших в мире – 0,55 погибших на 10 тыс. автомобилей. Эти цифры в два и, соответственно, в 4 с лишним раза ниже отечественного целевого прогноза на 2030 год.

Очень хочется быть оптимистом и верить в то, что к 2030 году качество наших институтов, а вслед за этим стандарты нашего транспортного поведения и индикаторы безопасности дорожного движения кардинально улучшаться. Увы, я, к сожалению, не только пишу популярные тексты, но еще и работаю с данными…

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18.09 18:38 В Киеве вооруженный мужчина открыл стрельбу. Он угрожает взорвать мост через Днепр
18.09 18:10 Мосгорсуд отменил штраф задержанному на акции 3 августа Андрею Рюрину
18.09 18:03 Власти Иркутской области освободили пострадавших от паводка от уплаты налогов и коммуналки
18.09 17:36 РПЦ изучит дела участников московских протестов на предмет соблюдения прав человека
18.09 16:55 Общественники попросили не вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Минпросвещения отказалось
18.09 16:25 «Давайте дождемся апелляции»»: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал приговор Павлу Устинову
18.09 15:29 Мусульманка вступилась за Ольгу Бузову. Фолловеры обвинили ведущую в лицемерии после посещения бутика дочери Кадырова
18.09 15:04 Умер бывший футболист «Зенита» Фернандо Риксен
18.09 14:18 Северокорейским браконьерам, которые напали на пограничников ФСБ в Японском море, грозит пожизненное заключение
18.09 14:05 Президент «Кинотавра» рассказал о свадьбе Федора Бондарчука и Паулины Андреевой. Молодожены просили гостей «воздержаться от фотографий и соцсетей»
18.09 14:00 На одном из экземпляров «Первого фолио» Шекспира найден автограф Джона Мильтона
18.09 13:18 Американские ученые разработали симуляцию ядерной войны между Россией и США. В первые часы погибнут 90 млн человек
18.09 13:12 В Москве актеры устроили одиночные пикеты в поддержку Павла Устинова. Больше сотни человек собрались у администрации президента
18.09 13:00 Исчезновение перелетных бабочек поставило под угрозу существование горного кускуса
18.09 12:43 Суд освободил Айдара Губайдулина из-под стражи. Следствие обвиняло его в применении насилия к представителю власти
18.09 12:30 Под Липецком родители инсценировали пропажу дочки, чтобы не отдавать ее в школу
18.09 12:05 Умерла заведующая военным складом под Ачинском. В августе там взорвались боеприпасы
18.09 12:00 Предок самых больших в истории летающих птиц был размером с обычную чайку
18.09 11:55 В Москве мужчина бросил в полицейских гранату для страйкбола
18.09 11:20 Студента екатеринбургского вуза собираются отчислить из-за розового телефона и участия в группе про ЛГБТ
18.09 11:16 Искупавшаяся в «шоколаде» ульяновская чиновница сохранила работу. Комиссия по этике не нашла нарушений
18.09 11:08 В Астрахани уволили главврача детской больницы – они избил подчиненную
18.09 10:48 Секретарь генсовета «Единой России» вступился за Павла Устинова. Турчак назвал приговор актеру «вопиющей несправедливостью»
18.09 10:45 Самая массивная нейтронная звезда в два с лишним раза тяжелее Солнца и всего 24 километра диаметром
18.09 10:36 Покрас Лампас показал новый вариант своей работы в Екатеринбурге. Крест принял форму дубинки
18.09 10:31 Письмо против политрепрессий в России подписали 77 общественных деятелей. Среди них − сценаристы «Игры престолов» и бывшие главы государств
18.09 10:06 Петиция за освобождение Павла Устинова собрала более 85 тысяч подписей
18.09 09:48 Паводок в Хабаровском крае причинил ущерб около 1 млрд рублей
18.09 09:46 Таксисты смогут купить топливо в рассрочку на заправках «Газпром нефти»
18.09 09:41 Крупнейший производитель троллейбусов в России сократил штат наполовину. Завод перешел на особый режим после задержания гендиректора
18.09 09:08 «Медуза» узнала, кто сломал ногу Коновалову перед акцией 27 июля
18.09 09:00 В РПЦ прокомментировали письмо священников в защиту фигурантов так называемого «московского дела»
18.09 08:58 Банкротство станет основанием для списания штрафов за нарушение ПДД. Правительство поддержало поправки в Бюджетный кодекс
18.09 08:35 Депутат Госдумы и главы крупных СМИ обратились к генпрокурору в защиту Устинова
18.09 08:28 Следствие обвинило адвоката Дагира Хасавова в воспрепятствовании правосудию. Юрист известен как защитник обвиняемых в экстремизме
18.09 07:50 В Хакасии задержан подозреваемый в попытке убийства ребенка
18.09 07:29 Центробанк пообещал банкам льготы за сбор биометрии клиентов
18.09 06:51 США подали на Сноудена в суд. Власти просят передать им все доходы от книги бывшего агента
18.09 06:30 «Коммерсантъ»: новая оценка акций может привести к прекращению дела Калви
18.09 05:53 «Зенит» сыграл вничью с французским «Лионом»
18.09 05:24 МИД России потребовал от КНДР принять меры в связи с нападением на российских пограничников
17.09 18:54 Биатлонистка Васильева за допинг получила 1,5 года дисквалификации
17.09 18:08 У Олимпиады-2022 появились талисманы. Это китайский фонарик Сюэ Жунжун и летающая панда Бин Дуньдунь
17.09 17:46 У экс-главы Клинского района Подмосковья изъяли имущество на девять миллиардов рублей
17.09 17:24 Полиция прекратила дело против жителя Кузбасса, который сравнил «Единую Россию» с «крысиной чумой»
17.09 17:07 Полиция оштрафовала Собчак на тысячу рублей за езду в катафалке
17.09 16:34 Дерипаска подал в краснодарский суд на The Times, The Telegraph и The Nation
17.09 15:50 В Японском море на российских пограничников напали северокорейские браконьеры. Трое военных ранены
17.09 15:27 Суд оштрафовал на 10 тысяч рублей дизайнера, которому сломали ногу перед акцией 27 июля
17.09 15:10 Регулярное питье чая положительно влияет на мозг
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.