27 июня 2019, четверг, 01:30
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

История сирийской науки в контексте философии и богословия: конференция в Падуе

Иллюминированная сиро-греческая рукопись
Иллюминированная сиро-греческая рукопись

Конференция, которая прошла на факультете истории Университета Падуи (Università di Studi di Padova), была посвящена истории наук и школ на средневековом сирийском Востоке. Проблема изучения школьно-научного аспекта сирийской цивилизации - не нова, хотя и исследований по этой проблематике немного. Причина этой недо-исследованности - в том, что многие тексты до сих пор не опубликованы, а те, что доступны, часто нуждаются в переизданиях, комментированных переводах и исследованиях. Однако программы таких комплексных исследований пока остаются в проектах, о чем говорилось, в частности на прошедшей в июле на Мальте международной конференции сирологов Symposium Syriacum.

В то же время все большее внимание исследователей занимают сирийская астрономия, сирийская медицина, сирийская география и сирийская грамматика. Интерес к этой стороне сирийской цивилизации определяется, помимо общекультурных исследовательских задач еще и тем, что сирийцы выступили передаточным звеном для античной науки к арабам. Арабская цивилизация была многим обязана сирийцам и, прежде всего, науками и книжностью. Передача аристотелевской традиции через сирийцев арабам, а через них – в Испанию и вообще в Западный мир – отдельный важный сегмент исследований.

Арабская цивилизация была многим обязана сирийцам и, прежде всего, науками и книжностью.

Важной частью этой передачи был перевод на сирийский с греческого Аристотелевского корпуса и особенно Органона. Этот перевод дал ученым средневекового Ближнего Востока методологию и логику античной традиции. На основе аристотелевской традиции выстроилось практически все здание этой традиции.

Отдельный вопрос – оригинальность сирийской науки - не может получить однозначного ответа, ибо античная научная и философская традиция вообще представляет собой «диадохическую» череду школ и преемств, что заставляет исследователей разбираться в непростых генеалогиях средневековых сирийских ученых.

Заседания открылись на историческом факультете под председательством профессора Паоло Беттиоло, известного специалиста в области сирийской мистической традиции. Он привлек внимание к феномену школьной консолидации в сирийском обществе IV-VIвв. Сирийцы, в процессе апроприации греко-римского наследия создали несколько школ, таких как Нисибинская академия, Эдесская школа, позднее такими школами стали монастыри Бет-Аве или Кеннешрин. Именно в школах делались переводы, которые проходили несколько стадий улучшения и исправления.

Для изучения истории науки у сирийцев необходимо изучать и историю рукописей, в которых эти научные сочинения, как переводные, так и оригинальные, дошли до нас. Рукописи переписывались в монастырях, которые были настоящими научными центрами, именно поэтому сейчас изучение организации несторианских монастырей стало насущной научной задачей. Монастыри стали академиями, приняв эстафету от больших школ. Наконец, научный ренессанс у восточных сирийцев связан с исследованиями того, что анналисты назвали viequotidienne, а Беттиоло обозначил как «среда реальности» (ambitodellavitareale).

Эмили Виллэ (Émilie Villey)

Доклад французской исследовательницы Эмили Виллэ (Émilie Villey, Париж-Каэн), работающей над сирийскими астрономическими сочинениями, представил всю историю сирийской астрономии как историю текстов. Сирийцы интересовались астрономией сперва в связке с астрологией, но метеорологическая традиция Аристотеля (включая переведенный на сирийский псевдо-аристотелевский трактат Περὶκόσμου), оказавшись привнесенной в сирийскую среду, позволила эмансипировать астрономию от астрологии. Произошла своего рода культурная трансформация - благодаря привнесению особого типа астрономического вокабуляра в сферу научную и духовную.

В западно-сирийском монастыре Кеннешрин, возможно, синтезировалась александрийская и вавилонская астрономическая наука.

Г-жа Виллэ рассказала, что главная проблема истории сирийской астрономии – неопубликованные тексты среднего периода ее развития. В IV в. было создано всего 4 известных нам текста (3 анонимных и один приписан Василию Кесарийскому) о затмениях. В VI в. написано уже куда больше, включая трактаты Севера Себохта (7 текстов) о лунных фазах, об астролябии, о сезонах. Александрийская астрономия птоломеевской традиции стала массово переводиться на сирийский язык, причем сохранялся и греческий, на страницах сирийских переводов пишутся греческие схолии! Создаются сложные таблицы для луны и звезд, большую роль начинает играть западно-сирийский монастырь Кеннешрин, в котором, возможно, синтезировалась александрийская и вавилонская астрономическая наука. Во время арабского завоевания астроном Стефан Александрийский работал в Месопотамии. Исследования сирийской астрономической традиции дают возможность проследить, каким образом александрийская традиция была творчески усвоена сирийцами и передана арабам.

Доклад Алексея Муравьева

В докладе Алексея Муравьева основное внимание было уделено взаимоотношению и взаимовлиянию сирийской медицинской традиции и сирийской аскетики.

Аскетика обычно изучается как богословская дисциплина, хотя в ее формировании как на греческой почве, так и на сирийской большое значение имела технология. Собственно, аскетика как способ очищения души в большой степени позаимствовала свой язык и методики из галеновской медицины. Именно сирийские переводы галеновского корпуса, сделанные как знаменитым богословом и врачом Сергием Решайнским в VI в., так и другими врачами вплоть до знаменитого ученого и врача Хунайна ибн-Исхака (IX в.), создали арабскую медицинскую традицию, известную по «القانونفيالطب‎‎» (канону медицины) Ибн-Сины.

Хунайн в своем знаменитом послании (рисала) приводит целый список сирийских врачей, многие из которых были параллельно и богословами, наиболее известный из которых – Симеон де-Тайбуте. На протяжении пятисот лет сирийская аскетическая традиция активно использовала наработки медицинской науки галеновского извода. Нередко одни и те же авторы писали трактаты по врачеванию и по аскетике. Такие понятия как болезнь, прогноз, здоровье, устройство организма, поражение (aqta), очищение/стерилизация (dukya), жар/холод, смешение (hulltana) были частью как одного так и другого вокабуляра. В результате этого взаимного обогащения родилась аскетическая традиция, которая в лице Исаака Сирина в сильнейшей степени повлияла на византийский исихазм, и медицинаская традиция, которая через Фараби и ибн-Сину вернулась в Западную Европу, создав европейскую медицину, которая была вполне греко-сиро-арабской по терминологии вплоть до Везалия.

Эмилиано Фьори и Андреа Гарибольди

Доклад Андреа Гарибольди (Милан) был посвящен сасанидской политике в отношении сирийской культуры и образования. Имперская политика щаханшахов была с одной стороны персоцентричной, с другой – очень адаптивной. Многие сирийцы входили в коллегии врачей, характерен пример некоего Гавриила, который стал друстбедом – главным придворным медиком. Это позволяло сирийцам развивать науки и философию на сирийском языке под покровительством персидского государства. Когда дело доходило до выяснения конфессиональных вопросов (как, например, размера подати, которую платили христиане) или взаимных претензий монофизитов и Церкви Востока (несториан), ученые сирийцы при дворе Сасанидов могли играть важную медиационную роль. Докладчик представил персидскую политику в отношении сирийцев как среду, благоприятствовавшую развитию науки, - прежде всего, медицинской.

Паоло Беттиоло и Эмилиано Фьори

Исследователь Сергия Решайнского Эмилиано Фьори (Берлин) показал, как Сергий-медик влиял на Сергия-философа и богослова. "Трактат о духовной жизни", известный как аскетический манифест Сергия, был написан по аристотелевской научной схеме и повторял многие теоретические идеи галеновской медицины.

На следующий день заседания продолжились в здании Академической коллегии Университета докладом Витторио Берти (Падуя), который показал, как в письмах патриарха Тимофея I обсуждалась тема бессмертия души и ее частей. Эта вполне аристотелевская постановка вопроса показывает, как в ученом патриархе сочетались богослов, философ и пастырь.

Сабино Кьяла

Общая дискуссия с участием С. Кьяла (Бари), видного исследователя сирийского мистицизма, подвела итог заседаниям. Исследования сирийской науки чрезвычайно востребованы и важны для понимания истории науки на переходе от античности к Новому времени. Кроме того, сирийская аскетика и мистика оказались в сильной степени связаны с развитием научной традиции. За торжественным обедом участники согласились продолжить встречи и расширить поле исследований, включив туда географическую науку (представитель которой Косьма Индикоплов был еще и врачом) и те формы математического знания, которые находятся в трактатах по логике.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.