25 июня 2019, вторник, 23:12

Как исчезали неандертальцы

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Несмотря на столетия исследований, место неандертальца в эволюции человека до сих пор не определено окончательно. Ранее предполагалось, что неандерталец был непосредственным предком кроманьонца, а, значит, и современного человека. Ныне же считается, что неандерталец – «дядя» современного человека и тупиковая ветвь эволюции – был вытеснен в результате экспансии кроманьонцев 42-30 тысяч лет назад. В результате этой миграционной волны неандертальцы были вытеснены к Атлантическому океану.

Последние исследования могут изменить устоявшиеся представления, особенно в плане пространственной локализации неандертальских поселений. Считается, что они не поднимались выше 1700 метров над уровнем моря, потому что в горах было значительно меньше дичи и съедобных растений. Однако, как показали исследования под руководством профессора Никоса Эфстратиу из Университета города Салоники еще в 2003 году, предположение о расселении неандертальцев исключительно в низинах ошибочно. В результате проведённых им в прошлом году раскопок в горах Пинд, на высоте 2200 метров над уровнем моря, были обнаружено более 2000 предметов, среди них орудия охоты и труда, кремневые ножи и мелкие бытовые предметы. Датируются находки между 50 и 35 тысячами лет, то есть тем временем, когда по традиционным представлениям в Европе заканчивалось время неандертальцев.

Две большие стоянки в горах Пинд, неподалеку от деревни Самарина, представлены мощным культурным слоем, толщина которого свидетельствует о том, что это не временные или сезонные стоянки охотничьих групп, а долговременные поселения. На это же указывает и разнообразный инвентарь, найденный на обеих стоянках.

По словам профессора Эфстратиу, было несколько причин, по которым неандертальцы облюбовали горы Пинд. Одной из них было то, что местные горы богаты кремнем, необходимым для изготовления орудий труда. Другой – суровый климат Центральной Европы во время вюрмских ледниковых максимумов, который вынудил неандертальские племена спуститься в более тёплые широты. Третьей причиной могла стать экспансия кроманьонцев, которые вытеснили неандертальцев из прибрежных долин в среднегорья.

Что меняют результаты раскопок профессора Эфстратиу в нашем знании о неандертальцах? Прежде всего расширяются пространственные границы археологических исследований среднего и верхнего палеолита: местности выше 1700 метров над уровнем моря практически не изучались, поскольку господствовало предубеждение, что искать там неандертальцев бессмысленно. А кроме того, находки позволяют по-новому взглянуть на проблему исчезновения неандертальцев и, в частности, на обстоятельства сосуществования их с кроманьонцами: последние заселили только низменные местности, тогда как неандертальцы могли достаточно долго (вполне возможно, вплоть до конца Ледникового периода) обитать в горах на границе оледенения.

Недавние исследования меняют наши представления о материальной культуры неандертальцев. Так, анализ химического состава зубов неандертальцев обнаруженных в астурийской пещере Эль-Сидрон, показал наличие крахмала в зубном камне, что говорит о том, что неандертальцы уже использовали зерновые культуры и питались не только дичью, но и растительной пищей. А анализ одного из найденных зубов, принадлежавшего когда-то молодой женщине, выявил частички трав, предположительно - тысячелистника и ромашки. Так как эти травы на вкус горькие, а неандертальцы обладали чувством вкуса, можно предположить, что их использовали как лекарственные травы.

Один из ученых, проводивших анализ, археолог Барселонского университета Карен Харди, подчёркивает что наличие зерновых культур и лекарственных растений в рационе неандертальцев доказывает, что неандертальцы питались намного более разнообразно, а не только мясом, как считалось ранее. Согласен с ней и другой исследователь неандертальцев Стивен Бакли (Университет Йорка, Великобритания) -  он считает, что сделанное открытие указывает на то, насколько сильно учёные ошибались в своих оценках уровня развития этой боковой ветви эволюции. Открытие траволечения у неандертальцев вошло в десятку самых значительных событий 2012 года в мире археологии по версии американского журнала «Archeology».

Ещё одна проблема датировки времени исчезновения неандертальцев состоит в том, что, согласно новейшим исследованиям, кости неандертальцев, найденные в пещерах Харама-VI и Куэва-дель-Бокете-де-Сафаррайя (Испания), которые считались самыми молодыми (32-30 тысяч лет назад) из неандертальских памятников, теперь датируются более ранним временем (45-42 тысячи лет). Поэтому ошибочными кажутся построения историков, предполагавших, что неандертальцы смогли сохраниться на западной оконечности Европы.

Более того, есть основания считать, что кроманьонцы заселили Европу двумя параллельными волнами, одна из которых двигалась из Анатолии на Балканы, другая – из Магриба на Пиренейский полуостров. Вполне возможно, что культурные различия между этими двумя ареалами и определили формирование двух различных традиций палеолитического изобразительного искусства: наскальной живописи Франко-Кантабрийской области и палеолитических «Венер» Восточной Европы.

Неандертальцы (реконструкция из музея Неандерталь в Германии)

Таким образом, современное видение проблемы исчезновения неандертальцев в Европе выглядит так: неандертальцы были вытеснены кроманьонцами из низин на среднегорья и высокогорья, где могли сохраняться достаточно долго - вплоть до конца Ледникового периода. В пользу этого говорит и наличие в европейском фольклоре легенд о живущих на высоких горах загадочных людях, ведущих дикий, но вполне человеческий образ жизни (пользуются огнём, охотятся, собирают и используют лекарственные травы).