31 мая 2020, воскресенье, 01:44
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 мая 2013, 12:12
Андрей Родионов

Бегство от боли

Андрей Родионов. Фото Анатолия Степаненко. Фрагмент
Андрей Родионов. Фото Анатолия Степаненко. Фрагмент

В преддверии премьеры своей первой пьесы «Нурофеновая эскадрилья» (10 мая, 20:00, Политеатр) поэт Андрей Родионов рассказал «Полит.ру» о новом проекте, о том, почему исчезает поэтическая свобода и где сегодня говорят на злобу дня. Интервью взяла Екатерина Синельщикова.

Расскажите про пьесу. Ее анонсировали как трагедию об одиночестве и поиске новых идеалов.

Эта пьеса была написана мною и моей женой Катей Троепольской в Перми. Мы, москвичи, когда два года жили в этом городе, попали в совершенно другой мир, и там мы придумали сюжет о далеком будущем России. Девушка приходит на завод, где производят самолеты, но самолеты производят не так, как сейчас, а довольно странным способом: они живые и растут. Старые рабочие передают ей секрет мастерства, а потом выясняются какие-то особенности их жизни, начинается термоядерная война, и все уже начинает происходить как-то очень весело.

Пьеса на самом деле не об одиночестве. Она скорее о том, что трудно найти себя. Это, в общем-то, банальность, но так оно и есть. 

О каких новых идеалах идет речь? В анонсе написано что деньгам и войне противопоставляются секс, наркотики и рок-н-ролл.

Это, скорее, шутка. Секс, наркотики и рок-н-ролл, конечно, не исключаются, но есть и более важные вещи. Например, любовь или ненависть.

Можно сказать, что пьеса футуристическая?

Она ретрофутуристическая. Модернизм давно позади, а ретрофутуризм присутствует. Еще в ней есть что-то и от антиутопии.

Она написана в стихах?

Да. Я поэт, поэтому в стихах писать легче. Еще, на мой взгляд, я написал несколько удачных монологов, это довольно длинные тексты. Посмотрим, как их воспримут зрители.

А что такое "нурофеновая эскадрилья"? Как это понимать?

Нурофен содержит кодеин. Кодеин - это одна из фракций опиума, и он может снимать боль. В Перми я встречал людей, которые занимаются обезболиванием своего организма. Среди них есть и те, кто работает на наших оборонных заводах. Я представил себе эскадрилью, которая ест нурофен, обезболивается им и воюет. Может, конечно, это и плод моего воспаленного сознания, но меня эта мысль захватила.

Есть ощущение, что люди активно ищут способы обезболить себя, обойти таким образом реальность?

Животные тоже стараются себя обезболить, все стараются себя обезболить. Это свойство организма. Люди занимались этим испокон веков, и особенно сегодня. Думаю, так было всегда. Религия - тоже способ себя обезболить. Все - способ обезболить, но страшнее всего, когда ничего не обезболивает, и ты стоишь лицом к лицу с жизнью. Так происходит с похмелья. 

Вы продолжите писать пьесы?

Я пишу вместе с Катей, просто пока никому не показываем.

Почему?

Потому что рано еще их показывать. Как будет время - покажу.

Совсем недавно у вас вышел восьмой сборник – "Звериный стиль". Считаете, что он выделяется на фоне предыдущих?

Еще бы! Эти два года жизни в далеком уральском городе сильно изменили мою психику. Я написал другие стихи, и я ими доволен. Это моя лучшая книжка из тех восьми книг, которые я выпустил. "Нурофеновая эскадрилья" в нем тоже есть.

Чем он лучше?

Там сказано именно то, что я хотел сказать, и именно теми словами, какими хотел. Удачное соответствие всего всему. Мне захотелось стать более искренним и мягким и, по-моему, мне это удалось. По крайней мере, я этой книгой доволен. В основном, она про любовь.

А для повестки дня там нашлось место? Все-таки последние годы были очень насыщенными: протесты, аресты, митинги, суды. Ваши стихи всегда были про реальность.

Да, конечно, это все свежее, интересное, и что-то меня из происходящего тревожило. В сборнике есть несколько стихотворений, посвященных Pussy Riot, Путину, митингам, и моим друзьям на митингах.

Вы изменили форму, с которой работали до этого: раньше вас легко было слушать, но сложнее читать. Теперь текст легче воспринимается глазами.

Это произошло само собой, цели такой я себе не ставил. Скорее очень сильно изменились жизненные обстоятельства, и захотелось, чтобы со стихами познакомилось большее количество людей. Чтобы это случилось, надо соблюдать определенные законы: писать более ритмично, попсово, но все равно оставлять где-то место для этого удара под дых мещанину. Такие места там есть. Так что это изменение позволит мне привлечь тех слушателей, которых я до этого не брал в расчет. Тем более, поездив по провинции, я сделал для себя некоторые выводы, «Звериный стиль» и про это тоже.

Это попытка коммерциализировать творчество, больше зарабатывать ни стихах?

Нет, что вы. Это же поэзия, коммерциализация тут не причем. Стихи не приносят денег. Вот окололитературная деятельность какие-то дивиденды приносит, а написание и чтение стихов - нет. Это смешно.

Но вы считаете это своей работой?

Это основная моя работа, тем более, все крутиться вокруг нее. Мы с Катей занимаемся организацией фестивалей, видеопоэзией, помогаем здесь, в Политеатре, делаем спектакли. Но если бы я не писал стихи, как организатора меня бы воспринимали иначе. Я поэт, и организационные вопросы решаются легче в своей тусовке. И я прежде всего поэт: если у меня вдохновение, то я на все забиваю, ничего не организовываю и пишу. Правда, это бывает редко.

Тяжело искать инвестиции для поэтических фестивалей?

Да. В одиночку тяжело, а с кем-то вместе - легче.

Еще вы организуете слэмы. Что это такое и какая форма выступления для вас лучше: слэм или традиционное чтение на сцене перед публикой?

Слэм - это когда у тебя есть 3 минуты, микрофон и полный зал людей, половина из которых тебя ненавидит, потому что они пришли болеть за кого-то другого. И никакого особенного удовольствия от этого выступления ты не получаешь. Наоборот, это такой шаг, на который поэту надо решиться. Многие не решаются, некоторым это не нужно, а кому-то нужно сделать этот шаг, преодолеть себя. Это как стоять у бездны на краю. Удовольствия действительно мало, если только не поймать кураж, но ты никогда не угадаешь - будет он или нет.

Конечно, мне больше по душе выступление перед людьми, которые пришли слушать меня. Простите, что хвастаюсь, но, например, в прошлом году я ездил в Киров, и там, в Центральной библиотеке имени Пушкина, собралось около 250-300 человек. Весь зал был заставлен стульями. Естественно, я понимал, что там нельзя читать стихи с матом, это закон вежливости: они хозяева, я - приезжий. И я читал, и чувствовал, что люди меня понимают, это очень клёво.

В слэмах вы больше не участвуете?

Сейчас я только организатор, не участвую уже лет 10. Раньше выступал, стал победителем в 2002 году.

Получают ли участники слэма полезную критику после выступления? Или дается оценка без объяснения причин?

Раньше, в начале нулевых, еще была эта традиция, когда люди приходили, слушали и после разбирали выступление. Сейчас этого все меньше и меньше. Сегодня пишут «Иванов понравился, а Петров не понравился», и все, без объяснения причин. Во все это уже сложнее врубаться, но понятно, что молодежь по-другому что-то отмечает для себя.

Где-то еще в России организовывают слэмы?

Сейчас мы проводим московские слэмы. Осенью будет пять отборочных туров и суперфинал. В Перми – всероссийский. Он проходил 29 марта. А еще ребята проводят слэмы в Питере, Свердловске, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Новосибирске.

Кажется, слэм – это не совсем наша тема, это формат, который появился не у нас.

Не то, чтобы не наша тема. Поэты всегда соревновались между собой. Я имею в виду архаический период. Конкурсы среди поэтов были и в Ирландии, и в Греции, и в России проводились - кто кого переболтает. Слэм чем хорош: молодому человеку даются 3 минуты, аудитория в 250-300 человек, причем не самых худших людей общества. Обычно это образованные, умные люди, и ты имеешь гарантированное время, в которое можешь читать им свои стихи и сказать то, что ты можешь сказать. Если ты молод, когда еще ты соберешь столько народу? Тем более, здесь можно и нужно говорить на злобу дня.

Вы как-то отбираете участников?

Конечно, я выбираю. Здесь тонкий момент: человека могут оплевать. Есть правила, как можно успокоить толпу, но все равно это достаточно агрессивная среда. Поэтому иногда хочется не пропускать девушек. Могут начать орать из зала. Всегда жалко, некоторые плачут после выступления.

Публичные чтения в последнее время стали популярны…

Да, среди молодежи, но это, скорее, работает как социальная сеть: они стали популярнее, потому что ты приходишь на вечер, слушаешь поэта и ты уверен, что следующий раз те же самые люди придут и послушают тебя. Это такая пирамида, «МММ», и она когда-нибудь лопнет. Так делают «Стихи.ру», где 70 тысяч поэтов сидят и читают друг друга.

Поэтов слишком много?

Нет, не то чтобы их слишком много. Но сама эта ситуация, когда ты приходишь, слушаешь, а  на следующий день слушают тебя, при этом тусовка увеличивается – это, с моей точки зрения, не подразумевает поэтической свободы, которая должна быть присуща поэзии. Будь я в этой тусовке, я был бы обязан постоянно приходить и хлопать всем этим тусовщикам.

Получается, что существует негласная договоренность: я иду на твое выступление, ты идешь на мое?

Да-да, эта линия есть в Москве. И, безусловно, еще есть рост популярности за счет обычных людей, и рост интереса к поэзии за счет социальных стихов. Прежде всего, этому способствуют Всеволод Емелин и Быков. Я тоже подвязался на этой стезе, хотя, конечно, не так популярен, но и я чувствую, что если читаю что-то про политику, то это всегда вызывает в зале некоторое оживление. Эти социальные стихи, эти рифмы привлекают простых москвичей, которые начинают приходить в Политеатр и просто слушать. Когда Емелин здесь читает стихи, в зале раздаются взрывы хохота. Люди покупают билеты, а билеты не дешевые - от 100 до 1500 рублей.

Однажды вы сказали, что больше любите выступать в провинции, чем в Москве. Почему?

Есть два вида выступлений. Есть бесплатные выступления и в провинции, и в Москве, и есть выступления, на которые продают билеты. В частности, мы с Катей под руководством Эдуарда Боякова занимаемся в Политеатре организацией выступления поэтов в этой большой аудитории. Для этого мы даем рекламу, проводим разные вещи со студентами, привлекаем через социальные сети. И тогда собирается полный зал. Но мы продаем билеты, а в основном поэтическое выступление означает, что билеты на него не продаются, вход бесплатный. Как правило, это небольшое помещение. В силу того, что организаторы рекламой практически не занимаются, здесь, в Москве, бесплатно поэтов приходят слушать крайне ограниченный круг зрителей. Публика на бесплатные поэтические вечера собирается очень туго. А в провинции, поскольку там и пространство меньше, и способы оповещения с помощью телефонов, социальных сетей развиты больше, публику собрать можно. В Перми, например, ВКонтакте гораздо популярнее, чем в Москве. Тебя придут послушать в режиме бесплатного выступления. В Москве это сделать крайне сложно. Именно на этих двух моментах я бы хотел заострить внимание. Есть платные выступления, на которых работает группа людей. Они привлекают публику. На таких мероприятиях выступать хорошо, но надо же и совесть иметь, надо же выступать и бесплатно. Только, выступая бесплатно, ты просто неуверен, что кроме твоих друзей придет кто-то еще. Пусть их человек сто, но такого зала как в Политехе я бесплатно не соберу, если никто не будет работать: не будут брать интервью, снимать ролик для YouTube. Проблема именно в этом, а не в нежелании выступать в Москве. Я готов выступать, но пока что в Москве я выступаю раз в год, а в провинции - раз в неделю.

Нет ощущения, что в Москве публика снобистская, а в провинции люди к некоторым вещам относятся проще?  

Нет, я этого не чувствую, потому что трудящийся народ везде одинаковый. В Москве, конечно, больше бездельников, которые приходят послушать, но и в провинции они есть. Естественно, мысли и одежда в Москве отличаются от провинциальных, но в остальном - все то же самое. Я же не выступаю перед слишком богатыми людьми и не езжу на корпоративы. Вот там совершенно другая публика.

А для кого вы пишите? Для этого трудящегося народа?

Для себя. Человек на скейте, который научился вскакивать на перила и скатываться по ним, тоже делает это, скорее всего, для себя.

Помните, как начинали писать стихи? Кажется, это было в 90-х?

Нет, раньше, в восьмом классе. Так же, как все, подражал поэтам Cеребряного века.

Маяковскому? Вас часто с ним сравнивают.

Это ошибка. С Маяковским у нас, на самом деле, мало общего. Скорее уж с Сашей Черным.

Как вы выходили на большую аудиторию?

Мне легче: я то был уверен, что я поэт. Может быть, не ахти какой, но поэт, и я это всегда знал. В какой-то момент тусовка вокруг меня стала все более и более разнообразной. Вокруг стали появляться люди, интересные мне, а я им. У меня, там, где я работал, была коморка в центре Москвы, и туда по вечерам приходили выпивать люди. Среди них были и какие-то литературные деятели. Так, постепенно я начал выступать. Сначала читал стихи им. Затем начал публиковаться в малотиражных журналах. Первые публикации были не то в «Вавилоне», не то на сайте «Русского журнала» - он тогда был популярен.

Интересно, при каких обстоятельствах вы начинаете писать и с чем это можно сравнить?

Это похоже на то, как вы, девушки, выбираете одежду в магазинах. Там же стоят эти бесконечные вешалки, и вроде бы все платья одинаковые, но вдруг вы находите что-то свое, и уже не можете выпустить это из рук. Точно так же и я: иду или в своих мыслях, или по городу, читая книгу, и точно так же, как вы перебираете эти бесконечные вешалки, я пролистываю-пролистываю и вдруг! Я уже привык так работать. Просматриваю и вижу: да, вот оно - мое платье. Я еще даже не знаю, как оно точно выглядит, но цвет я уже увидел. Вот оно, уже близко. Я его хватаю, и смотрю, как оно устроено. Потом пытаюсь словами передать это устройство.

Читая ваши стихи, определенно понимаешь, что то же самое видел когда-то вокруг себя: на улице, в метро, баре, кинотеатре.

Да-да, часто приходят образы в результате простого хождения по улице. Или, например, когда берешь в каком-то баре рюмку, и в один момент понимаешь, что в этом стихотворении должна быть эта рюмка. После этого начинаешь развивать мысль дальше.

Вы часто пишите?

Нет. Как найду, так и пишу. Зимой было часто. Сейчас уже полтора месяца ничего не могу найти, но у меня, правда, были важные события: вышла моя книга, у массы людей был фестиваль в Перми, и мы все, три куратора – Эдуард Бояков, я и Марина Абашеева, два месяца работали в команде, чтобы его сделать. Это крупнейший поэтический фестиваль в России. Он проходит в Перми, потому что Министерство культуры Пермского края выделяет под это деньги. Еще за это время ставили «Нурофеновую эскадрилью», подготовили спектакль «12». Все это выбило из колеи. Сейчас надо успокоиться и, может быть, что-нибудь получиться.

У вас был проект с группой «Ёлочные игрушки», когда накладывали стихи на музыку, но этот эксперимент быстро закончился. В одном из своих интервью вы как-то сказали, что стихи не нуждаются в музыке, тем более, это быстро надоедает. Они и так либо плохие, либо хорошие. Какие у вас есть критерии?

Я не готов рассуждать о хороших и плохих стихах. Если говорить о стихах современных авторов, то большинство из этих людей - это мои знакомые и друзья, и, может быть, я где-то кого-то в стихах перегоняю, а где-то не догоняю. Об этом сложно судить. Одно я знаю точно: поэт всегда лучше прочитает свое стихотворение без музыки, чем под музыку. Есть люди, которые пишут песни, но это стихи с отрезанной тенью. Это тексты, и они читаются только с музыкой. Если без музыки прочитать стихотворение Гребенщикова, то это будет полнейшая жопа.

Вопрос о литературных предпочтениях: что вы цените, кого любите?

Я много чего ценю: и экспрессивные, смелые, радостные вещи, и унылый мрачняк. А не современников слишком много, их тысячи. Разве что, я всегда говорю, что мне  нравиться Эдгар По, Лавкрафт, хотя уже давно их не читал. Мне нравятся всем известные английские сказки. Если говорить о поэтах прошлого века, то это Николай Заболоцкий, Мандельштам, Бродский, Маяковский и Хармс. Среди современников выбрать сложнее. Наверное, Емелин, Шиш Брянский, Гандлевский, Кибиров. Этот список можно продолжать и продолжать.

А Федор Сваровский?

Я почему-то перестал любить разваленные, аритмичные стихи. Причем на общем фоне Федор Сваровский все равно выгодно отличается, но мне кажется, что ему пора меняться. Надо искать еще какую-то форму высказывания, потому что творчество - это не только смысл, но еще и форма. Форму надо все время менять. Это не в порядке совета Федору. Он сам разберется.

У вас есть такие строчки: «Жива так где-то, укрытая горем, Россия священная, мой сурок». А вы любите Россию? В ваших стихах это страна забулдыг, работающего, но не очень счастливого человека. Это страна, где есть большая подземная мясорубка, усталые вещи и усталые люди.

Да, я очень люблю Россию и хочу, чтобы она процветала. Во всех странах свои трудности.

Как, по-вашему, мы эти трудности преодолеем?

Я не готов вести такие серьезные разговоры. В любом случае, меня самого это не сильно коснется. Как правило, трудности преодолеваются путем больших человеческих жертв, а просто так – никогда. Не бывает в этом легкого пути, поэтому, может быть, и хорошо, если  не преодолеем их. Больше народу останется в живых.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Екатерина Синельщикова

Главные новости

30.05 17:55 Психиатры признали опасным устраивавшего походы против Путина шамана Габышева
30.05 17:01 Google отложил презентацию Android 11 из-за массовых беспорядков в США
30.05 16:19 Силовики заблокировали группировку боевиков в Ингушетии
30.05 15:52 25 тыс. россиян, которые остались за границей из-за пандемии, хотят вернуться на родину
30.05 15:02 Сотрудника ФСО США застрелили во время протестов в Окленде, массовые беспорядки проходят во многих крупных городах страны
30.05 14:41 Госдеп США заявил о перехвате российской партии фальшивых ливийских динаров на миллиард долларов
30.05 14:03 Роспотребнадзор ожидает вторую волну коронавируса осенью
30.05 12:54 «Вектор» работает над вакциной против коронавируса, которую надо будет закапывать в нос
30.05 12:26 В Москве снова задержали участников одиночных пикетов в поддержку Ильи Азара
30.05 12:00 Новость из прошлого: 30 мая 2000 года — Делегация МВФ направляется в Москву
30.05 11:56 Самотлорское месторождение отмечает 55-летие
30.05 11:48 Правительство выделило 11 млрд рублей аэропортам для поддержки во время коронавирусных ограничений
30.05 11:25 В новом КоАП появятся штрафы за отказ от прививок
30.05 11:02 В Москве пойдет фестиваль «Красная площадь», несмотря на карантин
30.05 10:38 В России зарегистрировали 8,9 тыс. новых случаев COVID-19. Всего в стране заразились почти 400 тыс. человек
30.05 09:43 В Москве зарегистрировали антирекорд по количеству смертей от COVID-19 за сутки
30.05 09:23 Трамп разорвал сотрудничество США с ВОЗ и обвинил Китай в контроле над организацией
29.05 22:33 В Миннеаполисе задержали бывшего полицейского по обвинению в убийстве афроамериканца Джорджа Флойда
29.05 21:49 Минюст опубликовал новый проект КоАП. Из него убрали увеличение размеров штрафов и предложили скидки за негрубые нарушения
29.05 21:02 Путин объявил 24 июня выходным днем
29.05 20:52 Мэр Тольятти подал иск на 15 млн рублей к местному жителю, который назвал его «девочкой по вызову»
29.05 19:50 Завершилась сделка по продаже газеты «Ведомости»
29.05 19:19 Forbes перестал считать Кайли Дженнер миллиардером − она «годами раздувала масштаб и успех своего бизнеса»
29.05 18:22 «Лента.ру», «Газета.ру» и «Московский комсомолец» удалили материалы о пародии Галкина на Путина и Собянина
29.05 17:51 Администратору «Омбудсмена полиции» Игорю Худякову предъявили обвинение
29.05 17:26 Минпросвещения назначило школьные выпускные на 27 июня
29.05 17:11 Журналистов «Эха Москвы» Плющева и Фельгенгауэр второй раз за два дня задержали у здания МВД в Москве
29.05 16:54 «Интерфакс»: Главный храм Минобороны откроют 22 июня
29.05 16:47 Мосгорсуд отменил арест активиста Виктора Немытова. Он проводил пикет в поддержку «Омбудсмена полиции»
29.05 16:29 Главу московского офиса экс‑министра Абызова объявили в международный розыск
29.05 16:07 В Москве у здания МВД возобновились задержания участников пикетов в поддержку Ильи Азара
29.05 15:46 Российским медикам будут считать день за три за работу во время эпидемии
29.05 15:39 Харви Вайнштейна обвинили в изнасиловании еще четыре женщины. Одной из них в момент преступления было 17 лет
29.05 15:14 Роспотребнадзор разрешил после эпидемии пускать в храм не более 10 прихожан одновременно
29.05 14:58 В Башкирии более 500 медиков заразились коронавирусом
29.05 14:36 В Кабардино-Балкарии завели уголовное дело на адвоката, рассказавшую об угрозе изнасилования полицейскими
29.05 14:24 Ракова: Москва сможет перейти к следующему этапу снятия ограничений через две недели
29.05 13:31 В Москве около здания МВД задержали несколько человек, среди них − депутат Мосгорудмы Сергей Митрохин
29.05 12:59 Таиланд возобновит международное авиасообщение с 1 июля
29.05 12:30 Две бактерии помогают насекомым выжить на бедной диете
29.05 12:21 Московская полиция предупредила о незаконности любых публичных мероприятий во время карантина
29.05 12:00 Новость из прошлого: 29 мая 2000 года — Лидер югославской оппозиции рассчитывает на Москву
29.05 11:57 Детский омбудсмен Кузнецова предложила сократить финансирование клиник, которые делают аборты
29.05 11:30 В Южной Корее вернули отмененные ограничения из-за новых случаев COVID-19
29.05 11:30 Аспирантка решила задачу из теории узлов, которая полвека не поддавалась математикам
29.05 10:44 В России 8,5 тыс. новых случаев COVID-19. С начала эпидемии заразились 387 тыс. россиян
29.05 10:19 Голосование по поправкам в Конституцию может пройти на открытом воздухе в течение нескольких дней
29.05 10:01 Флуоресценция клеток организма поможет определить границы опухолей
29.05 09:39 Против основателя «Омбудсмена полиции» Воронцова завели еще два уголовных дела
28.05 21:55 Полиция арестовала подростка, который задушил 9-летнюю девочку
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.