Новости о «деле "Оборонсервиса"» и новых фактах хищений уже давно не провоцируют особых эмоций. Перестало вызывать удивление и отсутствие в списке обвиняемых экс-министра Анатолия Сердюкова, и домашний арест «повышенной комфортности», избранный в качестве меры пресечения для подозреваемой Евгении Васильевой. Лишним подтверждением тому стало представление, вынесенное Главной военной прокуратуры в отношении генерального директора ОАО «Оборонсервис» Сергея Хурсевича.
Согласно сведениям, которые появились в российской прессе, глава ведомства Сергей Фридинский в документе, направленном на имя министра обороны Сергея Шойгу, фактически обвинил Хурсевича в нанесении государству ущерба в особо крупном размере. При этом в заявлении прокуратуры отсутствует информация о возбуждении уголовного дела или предъявлении чиновнику официальных обвинений. Прокурор признает, что общий ущерб государству от действий руководителя холдинга составляет несколько миллиардов рублей, но за это просит всего лишь уволить Сергея Хурсевича.
В представлении Фридинского впервые предпринимается попытка обобщения «дела "Оборонсервиса"». Отмечается, что в настоящее время расследуется 25 уголовных дел, общий объем ущерба составил 5 миллиардов рублей, из которых «1 миллиард удалось возместить, а ущерб на сумму 2,3 миллиарда — предотвратить».
Прокуратура ставит в вину главе «Оборонсервиса» нарушения при поставке Минобороны 57 итальянских бронеавтомобилей Iveco, которые были ввезены в страну как «медоборудование» - без уплаты таможенной пошлины. В этом случае сумма ущерба составила 145 миллионов рублей.
Вспоминает прокуратура и о сорванных планах ремонта военной техники, которым должны были заниматься дочерние предприятия «Оборонсервиса» - ОАО «Спецремонт» и ОАО «Ремвооружение». Ставят в вину руководству организации и факты «сокрытия правонарушений», которые допускали подрядчики «Оборонсервиса», а также обвиняют в «противодействии правоохранительным органам», занимавшимся расследованием этих преступлений.
«Вопреки изначальным целям созданы предпосылки к утрате возможности оказывать услуги и выполнять работы в интересах обороны и государства. Хурсевич не только не обеспечил соблюдение законности в деятельности данного акционерного общества и его организаций, но и сам встал на путь нарушения закона», - пишет Фридинский в представлении.
На основании всего изложенного Главная военная прокуратура просит Шойгу освободить от должности Сергея Хурсевича, как если бы тот опаздывал на работу или «нарушал трудовую дисциплину».
С тех пор, как 25 октября 2012 года Следственный комитет разместил на своем сайте сообщение о возбуждении уголовного дела «по фактам мошенничества при реализации недвижимости ОАО «Оборонсервис», прошло уже шесть месяцев. В следственном изоляторе оказались руководители нескольких организаций-подрядчиков, но общество, памятуя о том, что рыба гниет с головы, ожидало арестов бывших руководителей министерства.
В последние месяцы «информационное кольцо» вокруг Анатолия Сердюкова сжималось все теснее, а пресса и ТВ все громче говорили о причастности бывшего министра к многочисленным злоупотреблениям в военном ведомстве. В апреле во время «прямой линии» Владимиру Путину об этом был задан прямой вопрос. Но президент ответил уклончиво, заявив, что если подозреваемые «не мешают следствию», то сажать их необязательно, и «к мрачному периоду 37-го года» возвращаться не следует.
Судя по всему, ответ Путина означает, что в ближайшее время ждать громких арестов не стоит, а Следственный комитет обещает, что расследование деятельности чиновников Минобороны будет продолжаться еще как минимум год. За это время наверняка появятся новые эпизоды, детали преступных схем, в которых вновь будет появляться фамилия Сердюкова. Но чем дольше в статусе свидетелей остаются высокопоставленные чиновники, которые не могли не знать о происходящем в министерстве, тем туманнее становится финал этой истории. С другой стороны, благодаря этому обстоятельству постепенно снижается и вероятность «бурной эмоциональной реакции» общества на оправдательный приговор кому-либо из фигурантов дела.