29 ноября 2020, воскресенье, 08:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Небесные телескопы: улетели и обещают вернуться

Запуск обсерватории Sunrise в июне 2009 года
MPS

Институт Макса Планка по исследованию Солнечной системы (MPS) в Германии объявил о скором запуске своей новой солнечной обсерватории Sunrise-2 («Восход-2»). Уникальность проекта состоит в том, что сложный комплекс, оснащенный большим солнечным телескопом, поднимется в воздух на гигантском воздушном шаре.

Четыре года назад «Восход» первого поколения провел в воздухе шесть дней и получил самые подробные изображения Солнца за всю историю наблюдений. В новой работе ученые надеются получить еще более качественные фотографии. К тому же в этот раз исследования будут проводиться в период повышенной солнечной активности.

«Турбулентность в атмосфере неизбежно размывает все изображения, полученные наземными телескопами, – говорит руководитель проекта Петер Бартхол (Peter Barthol). – Наша обсерватория поднимется на высоту 22 километра и, подхваченная полярными ветрами, будет на протяжении шести или семи дней плыть на запад вокруг Северного полюса. Благодаря полярному дню мы сможем наблюдать светило без остановки».

Обсерватория Sunrise-2

Взмыв в воздух, система самостоятельно определит положение Солнца и направит на него телескоп. После завершения своей миссии аппарат приземлится в Северной Канаде.

Предыдущая версия обсерватории продемонстрировала высокую эффективность концепции «воздушных телескопов». Например, была получена важная информация о солнечных магнитных полях, которая помогла исследователям лучше понять физические характеристики звезды. По мнению авторов работы, именно магнитные поля могут объяснить, почему Солнце сбилось с наблюдавшегося ранее одиннадцатилетнего цикла активности.

Еще несколько тысяч лет назад люди наблюдали невооруженным взглядом пятна на Солнце, но лишь в первой половине XIX века немецкий астроном Генрих Швабе обнаружил закономерность в их появлении. Периоды высокой активности звезды повторяются в среднем каждые одиннадцать лет и сопровождаются большим количеством пятен. Однако иногда случаются исключения, и длина цикла варьирует от 7 до 17 лет. Ученые ожидали увидеть пик активности Солнца во время первого запуска «Восхода», но в 2009 году случился сбой и увеличения числа темных пятен не произошло.

Но, похоже, период покоя ближайшей от Земли звезды миновал, и новый полет обсерватории может принести фантастические изображения солнечных извержений и пятен.

Два месяца назад оборудование было доставлено в космический центр Esrange в Швеции, где команда откалибровала приборы, установила их в специальную гондолу и провела необходимые испытания. Сейчас исследователи заканчивают последние тесты и ждут благоприятных ветров и атмосферных условий, чтобы осуществить запуск.

Телескопы высокого полета

Стоит отметить, что немецкие исследователи не единственные, кто запускает телескопы в небо, чтобы устранить влияние атмосферы. На орбите Земли действует несколько космических обсерваторий, ведущих наблюдение за Солнцем. Например, на российском спутнике «Коронас-Фотон», запущенном в 2009 году, установлен комплекс космических телескопов ТЕСИС, регистрирующий активность светила.

Но иногда ценную информацию удается получить менее затратными способами. Так, в начале 2013 года в журнале Nature были опубликованы результаты исследования солнечной короны с помощью уникального телескопа Hi-C, который провел в космосе всего несколько минут. Прибор весом 210 килограммов был выведен в космическое пространство с помощью легкой ракеты и вскоре опустился на парашюте в американской пустыне. Столь короткого полета хватило, чтобы сделать 165 снимков активного участка Солнца в огромном разрешении. Их анализ помогает ученым понять, почему при температуре поверхности Солнца в 6 тысяч градусов по Цельсию его корона разогрета до 4 миллионов градусов. В работе особо отмечается, что кратковременный запуск обошелся значительно дешевле, чем установка оборудования на космических аппаратах. Кроме того, приземлившийся прибор можно использовать повторно.

С миру по нитке. Краудфандинг в астрономии

Если же краткосрочных наблюдений недостаточно и хочется отправить телескоп на орбиту, но при этом не хватает средств, можно последовать примеру небезызвестной частной компании Planetary Resources, которая ранее заявляла о намерении добывать полезные ископаемые на астероидах. Предприимчивые исследователи объявили в Интернете сбор средств на постройку и запуск орбитальной обсерватории Arkyd 100. При этом любой, кто пожертвует более $200, получит возможность на 30 минут распоряжаться телескопом по своему усмотрению, наблюдая любые космические объекты. Все полученные изображения будут сохранены и проанализированы специалистами на предмет научной ценности. Неудивительно, что компания уже близка к конечной цели в $1 000 000. Если средства будут собраны, запуск аппарата ожидается в начале 2015 года.