29 июля 2021, четверг, 22:33
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 июля 2013, 17:52
Ванесса Дженнарелли

Проектный фундамент пирингового образования

Ванесса Дженнарелли
Ванесса Дженнарелли
P2P University

Ванесса Дженнарелли (Vanessa Gennarelli) - специалист в области образовательных практик, занимается исследованием образовательных процессов, в частности механизмами проектного обучения, неформальных учебных групп и учебного взаимодействия. В настоящий момент – один из кураторов крупного образовательного проекта P2P University.

Как получилось, что вы стали заниматься пиринговым образованием?

 
Ванесса Дженнарелли

Сначала я работала редактором учебников. Я работала в издательстве Flat World Knowledge, которое выпускает «открытые учебники». И там я познакомилась с одним из главных волонтеров P2PU Джоном Бриттоном (John Britton). Он очень много работал над P2PU, и он мне сказал: «Ты должна запустить там курс!» Я сказала: хорошо. Но в чем же я, собственно, разбираюсь? Допустим, можно, наверно, сделать курс о поэзии – например, о поэзии Рэнсома.

И тут я поняла, что совершенно не представляю себе, как люди учатся. Да, я занималась учебниками и, скажем, учебными проектами по программному обеспечению, но я не знала, как люди учатся. Поэтому я решила пойти поучиться и стать специалистом в области методик преподавания. Пока я училась, все мои исследования  проводились на платформе P2PU. Я изучала и методы привлечения студентов к участию, и устройство инструктажа, и способы оценивания, и проектное обучение, и многое другое, но вся моя исследовательская работа проходила на P2PU. Наконец Бриттон мне сказал: «Ты этим и так все время занимаешься. Почему бы тебе не пойти к нам работать?». Так я оказалась на P2PU в роли Learning Lead [1]. Там я и работаю над выстраиванием инструктажа, исследованиями и механизмами оценивания.

Когда это произошло?

P2PU запустил свою первую порцию курсов, я думаю, в конце 2009 — в начале 2010 г. Я, соответственно, обитаю там уже года три. Где-то, наверно, в начале 2011 г. я вступила в штат P2PU. До этого примерно год я просто организовывала и проводила там курсы.

Чем вы сейчас занимаетесь?

P2PU заинтересовал людей, занимающимися исследованиями в области образования. Моя задача, в частности, в том, чтобы помогать им в структурировании их исследования, организовывать интервью с представителями нашей команды и помогать со сбором данных. Еще я сейчас езжу по разным странам и разговариваю с организаторами разных неформальных образовательных сообществ, преимущественно технической направленности. Существует множество групп, которые занимаются образовательными проектами именно офлайн, причем у каждой из них свои методы. Разговаривая с этими людьми, я стараюсь составить связную картину практик неформального технического образования. Надеюсь, что в результате получится книга.

Какие у вас впечатления от этих встреч?

Уточню: этот проект организован под эгидой P2PU, но не собственно проект P2PU. Это просто мне любопытно, как люди учатся в офлайн-формате. К настоящему моменту я уже провела 4 интервью – с людьми из HackidemiaMozillaOpen Tech School и Coder Dojo. Все эти организации можно назвать «распределенными». Они образуют сети для взаимодействия через интернет, но они все устраивают еще и офлайн-курсы по всему миру. Они сталкиваются с соответствующими проблемами. Им нужно придумывать, как привлечь людей в учебное сообщество — людей, которые станут менторами, инструкторами или учениками. Им надо понять, как поддерживать в людях стремление продолжить учиться. И им нужно решать, какова будет культура взаимодействия.

А зачем они всем этим занимаются?

Я думаю, многие из тех, кто создает такие проекты, - это люди, которые хотят сами чему-то научиться и найти сообщество, где они смогут задавать вопросы по соответствующей теме – будь то веб-дизайн, 3D-моделирование или программирование. То есть здесь комбинация личной заинтересованности в изучении предмета и попытки помочь своему учебному сообществу. Кроме того, это может быть потребность, получив что-то от сообщества, вернуть ему долг: кто-то учил меня, и я теперь хочу передать полученный опыт другим. Плюс, я думаю, сам факт принадлежности к такому сообществу может быть привлекательным.

Я знаю, например, что Open Tech School часто устраивает встречи инструкторов. Так что, я думаю, ощущение принадлежности к учебному сообществу, возможность участвовать в определении его стратегий, убежденность в том, что вы привносите в его деятельность что-то хорошее, - это то, что привлекает и сплачивает людей в учебных проектах как онлайн, так и офлайн. Кстати, у фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт (Hewlett Foundation) есть серия из шести элементов углубленного обучения. Шестой из них – это формирование академического мышления. В частности, это подразумевает, что у вас налаживаются механизмы взаимодействия с сообществом. Иными словами, вы учитесь, но главное, вы ощущаете, что вы находитесь в нужном месте, что вы полноправный участник процесса и что вам там хорошо.

Так что для P2PU ключевыми были вопросы о том, как человек становится частью учебного сообщества, что значит быть частью учебного сообщества и каким образом сообщество мотивирует участников к тому, чтобы устанавливать обратную связь. Я думаю, люди, которые организуют или пытаются организовывать учебные группы на P2PU или, скажем, в Open Tech School, заинтересованы в том, чтобы альтруистически делиться знаниями в ответ на то, что их чему-то научили; чтобы учиться новому, помогая учиться другим; и чтобы ощущать себя частью учебного сообщества.

Как вам кажется, такая растущая популярность проектов, основанных на принципе взаимного обучения, - это модный тренд, к которому многие в какой-то момент потеряют интерес, или распространение пиринговых моделей общедоступного образования может как-то повлиять на традицию образования?

Я думаю так. Трендом начала 2000-х гг. было раскрытие контента. В ходе этого процесса материалы становились всё более доступными. Тренд открытого образования, в свою очередь, - это установление связей между людьми, чтобы они обменивались между собой своим опытом обучения. Проблема доступности материалов в большой степени уже решена – контент открыт. Теперь люди стараются мотивировать друг друга к работе, а также находить других людей, которые могут помочь им получить те или иные навыки. Таким образом работают учебные пространства и онлайн, и офлайн. И здесь, я думаю, и находится потенциал таких организаций, как P2PU: в объединении, обмене и совместной работе.

Существует мнение, что такие образовательные модели в ряде областей могут стать полноценной альтернативой традиционному образованию. В первую очередь, я имею в виду такие инициативы, как DIY U (Do It Yourself University, самодельный университет). Как вы думаете, это реалистично?

Как нам сообщает теория обучения, когда вы создаете учебный проект или планируете это сделать, это задает вам направление, которое помогает определить, какие учебные материалы вам нужны, какие инструменты вы будете использовать и с кем вам нужно проконсультироваться. И инициатива DIY U помогает вам точнее проработать свою образовательную стратегию: что делать, с кем разговаривать и так далее. И это, конечно, касается неформальных учебных пространств любого типа. Даже в традиционной сфере профессиональной подготовки вы должны будете формулировать свои цели и говорить с компетентными людьми, чтобы определить, какие курсы брать на следующий год и в каком направлении двигаться. Так что, я думаю, DIY U – это такой инструмент для навигации по пространству открытого обучения для тех, кто хочет чему-то научиться.

Но могут ли результаты такой модели быть равноценны результатам институционального образования? Или это все-таки вспомогательный по отношению к традиционному образованию способ?

Я думаю, он может быть как самостоятельным, так и вспомогательным. Действительно, пиринговая образовательная среда отвергает идею сертификации. Кстати, я бы сказала, что навык самообразования сам по себе важен для каждого, кто собирается существовать в условиях креативной экономики XXI века. Посмотрите на пространства для коворкинга. Это хороший пример того, как работает среда, в которой люди могут выходить на связь друг с другом, получать навыки, находить заказчиков, рассказывать, над чем они работают, учиться друг у друга. Если угодно, можно вспомнить более формализованные в институциональном плане организации вроде DevBootcamp или Hackerschool. Это интенсивное трехмесячное обучение, а потом вы получаете предложения устроиться на работу. Далее, если говорить о случаях, когда люди радикально меняют карьеру или сферу деятельности, то этому обязательно предшествует предварительное знакомство с новой областью знаний или обучение прямо на работе – это тоже своего рода неформальное обучение.

Такие неформальные учебные пространства часто используют систему бейджей. Можно ли считать, что это такая альтернативная форма сертификации?

Наша теория обучения – а мы опираемся на теорию, разработанную Элфи Коном (Alfie Kohn) и Митчем Резником (Mitch Resnick), - говорит о том, что никто ничего не делает просто ради «морковки». Если вы собираетесь бросить курить или сбросить лишний вес, никакие сертификаты тут не помогут: надо принять решение. Сходный тип мотивации применим к обучению. Мы никогда не добиваемся от людей, чтобы они что-то делали ради сертификата. Мы хотим, чтобы они создавали проекты, которыми они сами будут гордиться и которые они могут показать потенциальным работодателям. Потому что в любом случае работодатели будут интересоваться именно проектами. «Вы учились в школе? - Прекрасно. А что вы умеете делать?». Сейчас главная часть резюме – это портфолио. И P2PU помогает создавать как раз систему оценивания проектов. В противоположность сертификации.

Бейджи, таким образом, - это как раз индикаторы оценки портфолио. И мы обычно говорим о них как об определенной форме обратной связи. Когда вы подаете свой проект на оценку в P2PU, вам нужно дать ссылку на свой проект, чтобы его можно было найти в Сети, и опубликовать своего рода рефлексивное описание этого проекта – что вы делали и что бы вы теперь, по итогам, сделали иначе. После этого кто-нибудь, кто уже был признан экспертом, дает свою рецензию этому проекту. Туда входит похвала за удачные моменты, вопросы по непонятным пунктам и замечания по поводу того, что ему показалось недоработанным. Затем вы снова возвращаетесь к своему проекту и пытаетесь его доработать, опираясь на высказанную оценку. И в итоге вы получаете бейдж, который становится символической репрезентацией этого диалога. Что, опять же, можно противопоставить штампу.

Как вам кажется, насколько проекты открытого образования повышают доступность образования для людей, которым иные образовательные форматы по тем или иным причинам не подходят? Какова аудитория открытых образовательных проектов?

Я обычно представляю себе, скажем, P2PU как сообщество сообществ. Одно из сообществ – это Школа образования (School of Education). Там преимущественно собираются педагоги, которые ищут новые направления для профессионального развития. Далее, есть Школа веб-мастерства (School of Webcraft). Туда приходят люди, которые хотят получить базовые навыки создания веб-проектов. У нас есть механические МООКи (массовые открытые онлайн-курсы) – для тех, кто хочет учиться в ходе создания проектов и в сотрудничестве с учебной группой, которая коллективно проводит эксперименты и тем самым учится. Тут, конечно, важно, чтобы человек интересовался предметом изучения, но главная идея в том, чтобы создать учебное сообщество вокруг того, что вам нравится или что вызывает у вас любопытство. Опять же, что касается P2PU, то главное требование для участия в его проектах – это наличие доступа в интернет, а также минимальные навыки работы с компьютером.

Известны ли вам какие-нибудь проекты неформального образования, которые проводят специальную работу по привлечению к себе людей из уязвимых социальных групп?

Ну, например, проект Hackidemia. Hackidemia как раз занимается, в частности, тем, что распространяет технические знания в неблагополучных областях. Они образуют группы по всему миру, учат людей, как получать доступ к интернету и снабжают их разного рода техническими навыками.

Как вам кажется, в чем принципиальная разница между набравшими большую популярность платформенными МООКами (вроде Coursera) и пиринговыми неформальными проектами?

Я думаю, что сейчас централизованным МООКам угрожает повторение старых ошибок, которыми в свое время грешила традиционная система образования. Одна из этих ошибок в том, что процесс обучения представляется как процесс потребления учебного материала. Потому что учеба – это не потребление контента, а применение знаний там, где это требуется. Флеш Плеер скачать бесплатно. Сюда же относится то, что они делают упор на просмотр видео-лекций и постоянно используют автоматизированные тесты. Это простые способы измерения прогресса, но они измеряют не то, что важно измерять. При этом упускается возможность использовать экспертный потенциал учебной группы. Часто участники централизованных МООКов чувствуют себя в изоляции и теряют мотивацию закончить курс. Механический (пиринговый) МООК предлагает решение для проблем, с которыми сталкиваются коммерческие массовые онлайн-курсы. Обычно в их основе лежит проект, который создают сами участники. Их учебный процесс состоит в том, что они совместно работают над этим проектом. Здесь всегда можно пообщаться с людьми - по электронной почте или на видеоконференции. Участники сами друг друга рецензируют и поощряют. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы создавались маленькие учебные группы, в которых люди могли бы спокойно общаться друг с другом. Опять же, участники таких групп часто продолжают сотрудничество и после завершения курса.

Примечания

[1] Learning Lead в этом случае можно приблизительно перевести как «проводник в учебном процессе». В сущности, имеется в виду куратор, который занимается организацией учебного процесса как практически, так и с исследовательских позиций.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Анна Сакоян

Главные новости

29.05 17:58 Миронов вручил Стивену Сигалу партбилет «Справедливой России — За правду»
29.05 17:14 МИД объявил, что россиянам не придется возвращаться из-за границы ради нового загранпаспорта
29.05 16:51 Lufthansa получила от России разрешение на полеты в обход Белоруссии
29.05 16:15 В Москве открыли новый железнодорожный вокзал — впервые за сто лет
29.05 15:52 В Черном море у Туапсе появилось новое нефтяное пятно длиной 150 метров
29.05 14:25 Air France согласовала с Россией план полетов в обход Белоруссии
29.05 13:46 Прокуратура попросила лишить свободы на пять лет чеченца, вступившего в драку с росгвардейцами на акции протеста
29.05 12:58 Количество автокредитов в России достигло исторического максимума в апреле
29.05 12:16 Глава «Белавиа» назвал западные санкции «подлостью» и «наказанием невиновных»
29.05 11:53 Адвокат Мария Эйсмонт выиграла суд у полицейских, не пустивших ее к задержанным под предлогом плана «Крепость»
29.05 11:25 В России третий день подряд фиксируют больше 9 тыс. заболевших ковидом
29.05 11:00 Президент Финляндии назвал действия Минска «революционным вмешательством в международную практику»
29.05 10:17 Forbes: российские авиакомпании начали облетать Белоруссию
29.05 09:44 Во Вьетнаме нашли новый штамм коронавируса — еще более заразный гибрид британского и индийского штаммов
29.05 09:13 США приостановят соглашение с Белоруссией об авиасообщении и введут новые санкции против Минска
28.05 22:19 ФСБ и СК задержали саратовских подростков и обвинили их в экстремизме и участии в украинской радикальной группировке
28.05 21:48 Euronews: нигерийские власти подтвердили гибель 76 человек, плывших в лодке, перевернувшейся в штате Кебби
28.05 21:10 Haberturk: из-за аварии танкера Rava приостановлено движение судов через Босфор
28.05 21:00 Минздрав опроверг невозможность исследования комбинации AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 20:47 Против редактора DOXA Владимира Метелкина завели еще одно уголовное дело. Его обвиняют в клевете на следователя
28.05 20:19 CTV: в Канаде на территории бывшей школы-пансионата для коренных народов нашли захороненные останки 215 детей
28.05 19:52 Наталья Поклонская снялась с праймериз «Единой России» «в связи с новой работой» и сообщила, что снова сможет надеть китель
28.05 19:23 МИД РФ: вся ответственность за развал Договора по открытому небу лежит на США
28.05 19:05 Лукашенко заявил Путину, что в Белоруссии «идет попытка раскачать ситуацию до уровня августа прошлого года»
28.05 18:14 Ярославским курсантам училища ПВО приказывают голосовать на праймериз «Единой России»
28.05 17:59 «Фармвестник»: Минздрав РФ отказался от испытаний комбинации вакцин AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 17:28 Участника Pussy Riot Тима Бесцвета арестовали из-за акции с радужными флагами в Москве
28.05 17:09 К россиянке Софье Сапеге пустили адвоката спустя пять дней после задержания в Минске
28.05 16:54 ТАСС: Малайзия вводит полный локдаун на две недели
28.05 16:37 В Ульяновске начались одиночные пикеты против принудительной вакцинации от коронавируса, фактически объявленной указом губернатора
28.05 16:31 Литва выслала двух белорусских дипломатов
28.05 16:08 Люблинский суд смягчил ограничения для фигуранта «Нового величия» Дмитрия Полетаева. Он сможет передвигаться по всей Москве
28.05 15:58 WSJ: Год назад Nike разорвала контракт с Неймаром из-за обвинений в домогательствах в его адрес
28.05 15:35 В Сочи арестовали аниматоров в костюмах коней. Они вымогали деньги у прохожих
28.05 15:32 В свердловском селе дети записали для мэра рэп о том, что очень «хотят надрать зад» тем, из-за кого у них нет воды
28.05 15:04 Подозреваемых в планировании терактов на Ставрополье арестовали на два месяца
28.05 14:52 Жителя Нарьян-Мара оштрафовали за посты в соцсети с подписью, что Крым принадлежит Украине
28.05 14:36 Документы Стивена Хокинга оцифруют и поместят в библиотеку Кембриджского университета
28.05 14:34 Станислав Козловский: «Википедия» может быть признана иноагентом по «закону о приземлении», если откроет свой филиал в России
28.05 14:33 Суд в Минске отклонил жалобу на задержание россиянки Софьи Сапеги
28.05 14:00 Палеонтологи изучили яйца вымершего подвида эму
28.05 14:00 РФ разрешила Austrian Airlines выполнить рейс в Москву в облет Белоруссии. Разрешения на другие рейсы авиакомпании пока нет
28.05 13:55 Мосгорсуд огласил приговор бывшим полицейским по делу Голунова. Они получили от 5 до 12 лет колонии
28.05 13:26 Полиция подозревает оренбургского первоклассника в участии в несанкционированном митинге. Он держал плакат с просьбой отремонтировать школу
28.05 13:04 ФБР решило помочь в расследовании инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair
28.05 12:51 Гендиректор Ryanair назвал захват самолета с Романом Протасевичем «незаконным и предосудительным действием»
28.05 12:41 Генпрокурор Краснов за прошлый год увеличил доход в три раза и обогнал Бастрыкина
28.05 12:11 В правительстве предложили запретить ватные палочки и пластиковую посуду
28.05 12:00 Затопленная итальянская деревня спустя 70 лет вновь оказалась на поверхности
28.05 11:59 Профессору Митько, обвиняемому в госизмене, не разрешили выступить на Международном арктическом саммите
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия Бурятия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОАЭ ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена демография деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия психология пытки ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Бастрыкин Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Милонов Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Самарская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников домашние животные дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Всемирная организация здравоохранения Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.