3 декабря 2020, четверг, 17:32
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 сентября 2014, 13:50

Доброе утро для школьника

Занятия в школе должны начинаться позже, подросткам надо давать больше спать. На этом настаивает группа английских и американских ученых, опубликовавших обзорную статью в журнале Learning, Media and Technology.

Дефицит сна, на самом деле, совсем не безобидная вещь. Последние исследования показывают, что дефицит сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, метаболическим расстройствам, диабету, гипертонии, появлению тревожности, развитию депрессии и ожирения. В одном исследовании людей поделили на две группы: спавших меньше шести часов в день и больше восьми. Оказалось, что у этих двух групп есть достоверные различия в уровне активности 711 генов.

При этом почти во всех культурах существует стереотип, что вставать по утрам рано – просто замечательно, снабженный зачастую рифмованными аргументами средней обоснованности («Кто рано встает, тому бог подает», «Early to bed, early to rise makes a man healthy, wealth and wise»). Стереотип порождает заметное давление общества. И, если взрослый человек может в каких-то пределах сам себе выбирать распорядок дня, то подростки лишены этой возможности – они должны каждое утро ходить в школу. Например, в некоторых упомянутых в работе школах в штате Кентукки занятия начинаются в 7:15.

В раннем школьном возрасте это не представляет особенных проблем, он начинаются, когда школьник становится подростком. Не только у человека, но и у других млекопитающих отмечено, что по мере взросления время засыпания и время пробуждения сдвигается в сторону более позднего, а средняя продолжительность сна еще не успевает сократиться и составляет около 9 часов – как и для более младших детей. Это приводит к тому, что подросток каждый учебный день не досыпает 2-3 часа, и для него встать в 7 – это то же самое, что для пятидесятилетнего учителя встать в 4:30. При этом подростков упрекают в том, что они добровольно выбирают ложиться спать позже ради каких-то своих развлечений, а утром не могут встать просто, потому что лентяи.

Но все не так просто. В англоязычной литературе есть термин - wake maintenance zone (WMZ). Это период, который наступает примерно за три часа до того, как у человека начнет вырабатываться мелатонин и он начнет хотеть спать. Этот период характеризуется повышенной бодростью и когнитивными функциями, даже если человек перед этим сильно устал. То есть уснуть на час раньше, чем он привык ложиться спать, действительно трудно. Это подтверждают и эксперименты. Некоторые школы в порядке эксперимента сдвигали время начала занятий на более позднее. Было показано, что подростки в таких школах вставать стали позже, а вот ложиться позже из-за этого не стали, то есть продолжительность их сна в среднем увеличилась.

Еще один любопытный эксперимент касается вождения автомобиля американскими школьниками (в некоторых случаях в США можно получить водительские права в 14 лет, а 16 – 17 лет водит машину большинство). Среди подростков есть заметный статистический пик, которого нет у всех остальных – они чаще становятся участниками автомобильных аварий в утренние часы. Оказалось, что сдвиг начала занятий в школе на более позднее время снизил число аварий в районе, прилегающем к школе, в то время как во всем городе число аварий за время исследования (довольно продолжительное) выросло.

Естественно, авторы рассмотрели вопрос о влиянии времени начала занятий на успеваемость. Из-за изменений в движении транспорта в Северной Каролине удалось найти похожие школы с началом занятий в разное время. Оказалось, что в школе с более поздним началом занятий дети лучше справлялись с заданиями по математике и чтению в 8 и 10 классах. Похожее исследование удалось провести в Академии ВВС США. Там у студентов индивидуальные расписания, и занятия могут начинаться в разное время от 7:00 до 7:50. Студенты, занятия которых начинались позже, демонстрировали лучшие результаты не только на первом уроке, но и в течение всего дня.

Отдельно хочется отметить, что наибольшей разница в успеваемости оказалась среди хуже успевающих учеников.

Авторы статьи призывают чиновников от образования не следовать слепо стереотипам, а постараться построить учебный процесс под особенности подросткового организма.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.