20 мая 2019, понедельник, 13:33
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Драки и пощечины в византийском театре

Мозаика 3 века нашей эры с театральной сценой
Мозаика 3 века нашей эры с театральной сценой
Wikimedia Commons

Поздеантичный папирус VI века н.э., опубликованный в 2014 году, содержит сценарий театрального представления, в котором персонажи бьют друг друга. Британский филолог и папиролог Питер Парсонс представил исследование этого текста для семинара Архива постановок греческой и римской драмы. В одном томе с этим папирусом были также опубликованы другие отрывки, связанные с театральными и спортивными зрелищами, например, папирус с правилами соревнований по борьбе (II в. н.э.) и список песен исполнителя Эпагата, возможно, программа его концерта (II в. н.э.).

Папирус представляет собой страницу книги-кодекса, на которой с двух сторон написан сценарий театральной пьесы. Из текста можно восстановить действие сценки. Женщина приготовила еду, а другой персонаж ругается, что еда невкусная, и бьет ее за это: «Ты идешь на рынок, возвращаешься, говоришь мне: "У нас есть что-нибудь поесть?", я подаю тебе еду, ты пробуешь ее, ты говоришь мне: "... шлюха, почему ты так плохо сварила еду?" Ты бьешь меня два раза». Эта сцена повторяется в тексте несколько раз с различными вариациями.

Скорее всего, представление, записанное на папирусе, это комическая сценка в жанре мима, который был распространен в Римской империи. Мимы могли иметь мифологические или бытовые сюжеты, сопровождались музыкой, танцами, акробатическими трюками, фарсом,  непристойностями и ругательствами. В 2009 году вышла книга Р. Уэбб «Демоны и танцоры: представления в поздней античности» о пантомимах, мимах и других театральных жанрах, популярных в Восточной Римской империи в период II-VI вв. Мим считался низким жанром массовой культуры, поэтому его не ценили и, как следствие, не переписывали и не издавали в книгах, как другие произведения античной литературы. Плутарх (I-II в. н.э.) писал в «Застольных беседах» о мимах как о непристойных и вредных представлениях:

«Есть разновидности мимов, называемые одни "сюжетами", другие "шутками"; ни те ни другие, по-моему, для симпосия не подходят, "сюжеты" вследствие их длины и сложности, затрудняющей их постановку, а "шутки" так полны пустословия и скоморошества, что слушать их не позволят даже молодым рабам, подающим обувь, их господа, сколько-нибудь разборчивые. А ведь многие даже в присутствии своих жен и молодых сыновей любуются такими речами и действиями, которые приводят в смятение восприимчивые души хуже всякого пьянства».

В сценарии на папирусе расписаны роли и слова актеров, а также даются сценические указания, кто в какой момент должен появиться на сцене и что делать. Роли обозначены греческими буквами альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон. В сценарии также встречаются собственные имена, возможно, персонажей пьесы: Невсрок (Ἄκαιρος), Размазня (Μαλακος), Неабба. Интересно, что текст сценария записан от первого лица: автор одновременно является режиссером представления, который дает указания другим актерам, и сам играет в пьесе одну из ролей.

Папирус дает новый материал для изучения театральной и зрелищной культуры поздней античности. Поскольку папирус был найден в Оксиринхе, крупном египетском городе, текст дает представление о том, какие развлечения существовали в провинциальных городских центрах Византийской империи в VI в. Сценарий мима подтверждает сведения о театральной культуре Византии, известные из других источников, например, из сочинений святых отцов церкви. Парсонс приводит в докладе параллельные места, которые иллюстрируют сходство с их описаниями аналогичных представлений.

Иоанн Златоуст (IV в.) много раз в своих проповедях призывает верующих отказаться от посещения театров и зрелищ, так как они вредны для христианской жизни. Одна из причин – драки и побои, которые можно увидеть в театре:

«И в самом деле, люди не могут дождаться дня, сгорая от нетерпения, и еще ночью захватывают места тьмы, чтобы непристойными зрелищами усладить взоры, или посмотреть на схватки борцов с дикими зверями. И сидя там, нередко зрители – люди выражают больше расположения к зверям, чем к подобным себе людям. Неужели тебе не жалко того несчастного, который из-за куска хлеба добровольно отдает себя на съедение зверям и в угоду ненасытимой страсти насыщает собой утробы зверей. Но у него желудок ненасытен, у тебя же ненасытны глаза. Иной выходит шутом, на позор себе самому производит ужимки, за деньги отдает свою голову на посмешище, стыдится, если его не бьют публично, и готовит щеки для ударов, для чего волосы сбривает бритвой, чтобы ни один волос не мешал получать побои».

Также в начале Толкования на Евангелие от Иоанна Иоанн Златоуст сопоставляет слушание Евангелия с посещением кулачных боев, театральных представлений, музыкальных концертов и публичных выступлений ораторов и предостерегает христиан от наслаждения этими зрелищами:

«Ты стоял здесь, слушая Иоанна и чрез него внимая учению Духа, и после этого идешь слушать блудных женщин, произносящих речи постыдные, а еще постыднейшие дела представляющих на зрелище, также изнеженных юношей, которые взаимно друг друга бьют и бьются. …  Всё там – смех, всё – стыд; там – ругательство, насмешки, выходки; всё – разврат, всё – пагуба».

Питер Парсонс обнаружил в тексте сценария слово из греческого языка византийской эпохи, так называемого среднегреческого, которое не употреблялось в классической древнегреческой литературе. Это слово κόσσος ‘удар’, ‘пощечина’, которое встречается в христианской святоотеческой литературе. Например, в «Житии преподобного Досифея» (VI в.) рассказывается, как авва Дорофей для смирения своего ученика Досифея попросил игумена монастыря бить Досифея каждый раз, когда тот задавал какой-нибудь вопрос о Священном Писании:

«...авва Дорофей предупредил игумена: - Если придет к тебе, отче, Досифей и станет спрашивать о разных местах Священного Писания, нанеси ему удар.

Когда Досифей пришел к игумену и просил его объяснить непонятные места Священного Писания, игумен начал наносить ему удары, говоря:

- Зачем ты не молчишь, если ничего не понимаешь? Зачем ты осмеливаешься спрашивать о сем? Не должен ли ты больше заботиться о своей чистоте, вместо того, чтобы заниматься испытанием Писаний».

В папирусе с мимом слово “удар” написано сокращенно, что оставляет простор для различных интерпретаций этого слова.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.