22 сентября 2019, воскресенье, 15:09
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 июня 2015, 11:08

Вперед в неясное будущее, или перспективы летающего скейтборда

Lexus

Режиссер Роберт Земекис в одном из своих интервью о фильме «Назад в будущее 2» сказал: «Когда мы снимали первую часть, мы и не думали о сиквелах, тогда летающий автомобиль в конце был просто шуткой, эдаким эффектным окончанием». Еще более сказочным в 1989 году казалось существование летающего скейтборда, - и не только для жителей Советского Союза, в котором массовое производство скейтов началось лишь пять лет назад, но и для жителей Америки и Европы, вся прогрессивная молодежь которых начала мечтать о таком виде транспорта.

Итак, двадцать шесть лет назад на большие экраны вышла вторая часть культового фантастического фильма «Назад в будущее 2», герои которой отправились в 2015 год, а совсем недавно, в нашем 2015 году, всемирно известное подразделение автомобильной компании Toyota Lexus снова сделало его главной темой для разговоров гиков во всем мире.

В последнюю неделю июня на официальном сайте компании был выложен короткий тизер о «Slide», изделии из серии Lexus «Amazing in Motion» («Удивительное в Движении») — якобы реально функционирующем ховерборде (hoverboard), который удалось не только создать, но и существенно улучшить, во всяком случае, в плане дизайна.

Скудные 38 секунд видеоролика, за время которых так и не продемонстрировали приспособление в действии, породили мощную волну ажиотажа и еще больший шквал скептицизма. Как и тогда, когда Земекис впервые шутливо прокомментировал появление этого устройства в кино: «Ховерборд — это такая доска, которая парит при помощи магнитного поля. Он работает как скейтборд, только без роликовых колес, и для работы ему не нужен асфальт. Их изобрели уже несколько лет назад, просто родители не позволяют начать их массовое производство. Нам удалось позаимствовать несколько штук и использовать их в съемках».

Сразу после этого заявления американская компания по производству игрушек «Mattel Inc», чей логотип мелькал на розовом летающем скейте главного героя фильма Марти МакФлая, была буквально завалена письмами и звонками с вопросами, когда же начнется их серийное производство. Тогда Земекису пришлось сделать официальное заявление о том, что он пошутил. В том, что Lexus не шутит пока также приходиться сомневаться.

На промо-сайте компании сообщается информация о том, что разработкой «Slide hoverboard» уже около двух лет занималась целая команда инженеров из Германии и Англии под руководством главного инженера Lexus, японца Харухико Танахаcи (Haruhiko Tanahashi). Летающий скейт сделан с использованием «корпоративных материалов» Lexus — бамбука и углеродного волокна. Далее следует скупая приписка, что в устройстве используются магниты и «левитирующие сверхпроводники, которые охлаждаются жидким азотом». И, по слухам, прямо сейчас в Барселоне его тестирует неизвестный спортсмен-скейтбордист. Другие детали про само устройство, его работу и функциональность пресс-служба компании сейчас не сообщает. Пока все самое главное решили скрыть.

Однако ученые и инженеры уже вовсю сомневаются в удачной реализации проекта и даже считают его очередным розыгрышем и пиар-кампанией огромного масштаба.

«Мир так отчаянно хочет, чтобы ховерборд был создан», - говорит представитель Lexus Морис Дюран (Maurice Durand). Грустно осознавать, но, видимо, создан он будет не в этом году и не компанией Lexus.

«Этот видео-ролик на сайте — всего лишь тизер, дразнилка! Он производит на вас должное впечатление, и вам действительно кажется, что этот скейт парит над бетоном, — говорит Майк Норман (Mike Norman), директор научного отдела материаловедения в Аргонноской национальной лаборатории (Argonne National Lab.) — Но на самом деле это мистификация, скейт так не может».

Почти все физики и специалисты по аэродинамике солидарны в том, что подобный гаджет, использующий магнитную левитацию может парить только над очень специфической поверхностью — магнитным полом. Так что ни о каком бетоне или асфальте, а тем более траве или воде, как в фильме, действительно не может идти речи.

Чтобы ответить на вопрос, как такой аппарат может функционировать, следует, прежде всего, обратиться к эффекту Мейснера, вследствие которого, например, можно наблюдать явление левитации магнита над охлажденным жидким сверхпроводником. Свойством сверхпроводников является вымещение магнитного поля из области сверхпроводящей фазы. Отталкиваясь от неподвижного сверхпроводника, магнит «всплывает» сам и продолжает парить до тех пор, пока внешние условия не выведут сверхпроводник из сверхпроводящей фазы.

«Со сверхпроводником у вас нет нужды в переменном магнитном поле», — поясняет Эрик Пэлм (Eric Palm), заместитель директора в Национальной высшей лаборатории магнитного поля (FSU’s National High Magnetic Field Laboratory). — «Тут в силу вступает эффект Мейснера-Оксенфельда, который по существу говорит, что, когда магнитное поле находится около сверхпроводника, это вызывает ток в этом сверхпроводнике и создает магнитное поле с другой стороны сверхпроводника. Вы создаете ток, но так как это сверхпроводник, токи не замирают. И у вас может появиться магнит, который поднимается выше сверхпроводника или наоборот, сверхпроводник, который поднимается выше магнита». Это чем-то напоминает маглев, поезд на воздушной подушке.

Таким образом, скорее всего основание ховерборда представляет собой вовсе не инновационную технологию, а просто сверхпроводник в азотной ванне. Это наглядно демонстрирует даже куцый ролик на официальном сайте — клубы дыма, которые идут от ховерборда, не что иное, как жидкий азот, охлажденный до температуры -321° по Фаренгейту (-196,11° C). Сам жидкий азот является побочным продуктом сталелитейной промышленности, так что это довольно недорого.

Как только жидкий азот заканчивается, сверхпроводники больше ничем не охлаждаются, и происходит моментальная остановка транспортного средства. Как быть со временем в пути? Всегда ли оно будет настолько ограниченным?

Однако и это не самый важный вопрос. Больше всех поколения, выросшие на научно-фантастических фильмах, интересует, как удерживать равновесие на ховерборде, ведь он не движется по ровной поверхности, а скользит во все стороны. Тогда приходится выдумывать сложную систему — заменять постоянные магниты в полу электромагнитами под управлением компьютера, а внутри доски разместить датчики и модуль беспроводной связи. Но это противоречит основной идее парения над землей. Также большие сомнения вызывает и грузоподъемность ховерборда.

В бизнес-мире считают, что эта маркетинговая акция направлена, прежде всего, на повышение интереса к новым автомобилям компании, и что она никогда не увенчается успехом.

Так что, скорее всего, пока на подобном скейте, если предположить, что он существует, можно будет кататься лишь в режиме аттракциона, да и то в специальном ховерборд-парке с магнитным покрытием. Пока улицы городов не вымощены магнитами, возможностей для ховербордистов не так много.

Надо сказать, что после появления в картине Земекиса в роли транспортного средства и немного орудия правосудия (именно с помощью ховерборда Марти отобрал у главного антагониста Биффа Таннена незаконно доставшийся ему альманах спортивных событий), подобные гаджеты в кинематографе появлялись не единожды: например, в американском драматическом телесериале «Кайл ХУ» (2009) или в третьей части «Человека-Паука» (2007). И всегда считались реинкарнациями воздушного скейта Марти МакФлая. На самом же деле, первый и ближайший «прототип» ховерборда был показан в приключенческо-фантастическом фильме 1987 года «Повелители Вселенной» («Masters of the Universe»). С тех пор многие ученые и изобретатели пытались воссоздать подобное приспособление в реальной жизни. Но без особого успеха.

В 2004 года команда телепередачи «Разрушители легенд» пытались построить симбиоз доски для серфинга и переделанного пылесоса для уборки листьев, однако «ховерборд Хайнемана» оказался совершенно неэффективным. После этого в ряде научно-познавательных теле-шоу с переменным успехом пытались воссоздать летающую доску.

В 2011 году на парижской выставке «Праздник науки» («Fête de la science») было представлено устройство, также на основе суперпроводника, которое левитировало на три сантиметра над магнитными рельсами, и могло удерживать до ста килограмм груза.

А в прошлом году изобретатели из Калифорнии организовывали на Kickstarter сбор средств для массового производства ховерборда Hendo — доски, парящей над поверхностью, покрытой медью. Его разрабатывали более двадцати лет, и он также основывался на принципе «воздушной подушки». Прототип собрал на краудфандинговом сервисе полмиллиона долларов.

В том же 2014 году уже была проведена юмористическая рекламная компания комедийного портала «Funny or Die» — их ролик также доказывал существование настоящего ховерборда и предлагал возможность заказать его в любой расцветке на официальном сайте HUVr.

Тем приятнее будет ошибиться, если ховерборд действительно появится в продаже к зиме.

Сейчас в Lexus сообщают, что каждую неделю на промо-сайте будет появляться небольшая порция новой информации об изобретении. Релиз же самого ховерборда назначен на 21 октября этого года — по сюжету именно в этот осенний день герои второй части трилогии Док, Марти и Дженнифер решили отправиться в 2015 год. Теперь только от инженеров компании Lexus зависит, смогут ли они (да и мы тоже) насладиться надземным полетом на доске для скейтбординга. В любом случае, всегда можно помечтать об этом, ведь мечты лежат вне компетенции силы гравитации.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.