23 июля 2019, Вторник, 00:22
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Прощание с «Трансаэро»

Принятое недавно решение о ликвидации компании «Трансаэро» и поглощении ее авиакомпанией «Аэрофлот» хотя и выглядит, на первый взгляд, достаточно неожиданным, имеет под собой много оснований. Они появились уже давно, постепенно накапливались и только сейчас, во многом благодаря кризису, смогли реализоваться в полном объеме.

Начнем с того, что компания «Трансэаро» всегда считалась основным проводником иностранной авиационной техники на российский рынок. Если другие компании в основном продолжали использовать старые советские модели или приобретали новые, то «Трансаэро» с самого начала своей деятельности использовала преимущественно иностранные самолеты – Боинги или Эрбасы.

Поэтому сейчас из 104 самолетов, числящихся в ее авиапарке, только 10 самолетов российского производства (Ту-204 и Ту-214), а остальные – иностранные.

Другим основанием является возраст самолетов. Считается, что именно у «Трансаэро» самое большое количество «старых» самолетов с возрастом эксплуатации 15-17 лет. Безопасная эксплуатация этих машин, понятное дело, под большим вопросом, что показало, в частности, крушение самолета Боинг 737 в аэропорту Казани в 2013 году, когда погибло 50 человек.

Этот самолет был старым, с 23-летним сроком эксплуатации, причем до России он эксплуатировался в Африке. После этой катастрофы Государственная Дума даже пыталась ввести запрет на ввоз и эксплуатацию самолетов с возрастом свыше 15 лет, то так и не смогла этого сделать — неуспех связывали с лоббистскими усилиями «Трансаэро».

 
Самолет «Трансаэро»

Далее, поскольку «Трансэро», в отличие от других российских авиакомпаний, была создана «с нуля», то она с самого начала сконцентрировалась на самых выгодных маршрутах, большей частью — за границу, в то время как остальные компании были вынуждены обслуживать менее выгодные или даже убыточные внутренние маршруты. Естественно, такое неравномерное распределение социальной нагрузки тоже вызывало недовольство конкурентов.

Правда, в оправдание компании можно заметить, что как раз потому что она создавалась на пустом месте, в отличие от других компаний, не могла использовать авиационный парк, оставшийся с советских времен, который перешел этим компаниям практически бесплатно. Самолеты ей приходилось приобретать за заемные средства или брать в лизинг. А поскольку российские банки в те времена кредиты на приобретение самолетов не давали, то «Трансаэро» приходилось обращаться в иностранные банки или лизинговые компании, которые подобного рода кредиты, конечно, давали, только для покупки «Боингов», «Эрбасов», «Бомбардье» и «Эмбраеров».

Кроме того, тогдашняя российская авиационная промышленность сама дышала на ладан и новых самолетов практически не производила, занимаясь только ремонтом и продлением ресурса старых. Даже если бы какая-нибудь авиакомпания и захотела бы сформировать парк из самолетов российского производства, она не смогла бы этого сделать из-за их отсутствия.

Поэтому авиакомпания для эксплуатации брала в лизинг самолеты иностранного производства у иностранных и частично российских лизинговых компаний, выплачивая за них лизинговые платежи, номинированные в иностранной валюте.

Понятно, что подобного рода модель финансирования авиакомпании (впрочем, широко распространенная в мире) имеет серьезный дефект — достаточно большой валютный риск. Поскольку ее услуги оплачиваются в национальной валюте, а лизинговые платежи вносятся в иностранной (то есть доходы у компании в рублях, а расходы – в валюте), то при сильном изменении курса национальной валюты финансовое положение авиакомпании может ухудшиться. Что, собственно, и произошло в конце 2014 года.

К валютным трудностям прибавились осложнения, вызванные резким ростом процентной ставки по рублевым кредитам. Хотя авиакомпания формирует основные средства за счет лизинга, но оборотные средства, в основном топливо, она получает за счет кредитов в рублях. И удорожание этих кредитов тоже ухудшило ее финансовое положение.

 
Фото: avia.pro

Таким образом, у авиакомпании резко выросли расходы, выраженные как в рублях, так и в иностранной валюте, а вместе с ними резко ухудшились возможности по уплате лизинговых платежей. В результате финансовый результат хозяйственной деятельности компании стал отрицательным и вместо прибыли она стала генерировать убытки.

В принципе, такая ситуация на российском авиарынке не является уникальной. Достаточно вспомнить тянущуюся уже несколько месяцев историю с несостоятельностью авиакомпании «Ютэйр», которую кредиторы хотят обанкротить, а она им никак не дается, или с другими, более мелкими компаниями, которые были ликвидированы. В принципе, конечно, и «Трансаэро» можно было помочь, однако государство делать этого не захотело.

Теперь пассажиры и маршрутная сеть «Трансаэро» перейдут «Азрофлоту», который наверняка ее оптимизирует, а ставшие лишними самолеты вернет лизингодателю, сократив, тем самым, валютные лизинговые платежи и снизив вероятность наступления авиационных катастроф. Друой вопрос — как изменятся цены на билеты.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

22.07 22:07В Санкт-Петербурге жестоко убили гражданскую активистку
22.07 20:57Великобритания собралась увеличить военное присутствие у берегов Ирана
22.07 20:46ОБСЕ признала выборы в Верховную раду успешными
22.07 20:26Правительство РФ поддержало запрет на электронные сигареты
22.07 19:54Количество отравившихся едой из автоматов в Москве достигло 80 человек
22.07 19:40Власти Индии предложили ввести полный запрет на криптовалюты
22.07 19:14Путин предоставил гражданство РФ американскому зампреду правления «НОВАТЭК»
22.07 18:52Госдуме предложили разрешить розничную продажу пива на стадионах
22.07 18:41Банк «Россия» потребовал у Utair через суд вернуть 155 млн рублей
22.07 18:19Определен соперник «Спартака» в Лиге Европы УЕФА
22.07 17:55У россиян увеличилось количество свободных денег
22.07 17:39Мосгоризбирком опроверг массовую отбраковку подписей из-за номера паспорта
22.07 17:16Мосгорсуд вынес приговор за разглашение гостайны
22.07 17:03 Минфин велел вернуть неистраченные деньги на ликвидацию паводка в Иркутской области
22.07 16:57Чемезов заявил о 80% контрафактной воды в регионах
22.07 16:47Президент Путин отменил санкции в отношении Эритреи
22.07 16:35Лукашенко призвал ЕС «устранить головную боль» на Украине
22.07 16:13Партия Зеленского сохранила отрыв после отработки большей части протоколов
22.07 15:59Производитель сообщил о падении выручки от продаж SSJ-100 в 7 раз
22.07 15:34«Краснодар» проведет дебютный матч с «Порту» в Лиге чемпионов
22.07 15:10Осужденная за картинки в соцсетях студентка отсудила у РФ 100 тысяч рублей
22.07 14:47Индийцы вывели аппарат «Чандраян-2» на нерасчетную орбиту
22.07 14:37Обвиняемый в краже картины Куинджи оплатил ее реставрацию
22.07 14:17Директора ФБК Ивана Жданова задержали у мэрии в Москве
22.07 13:49Партия Зеленского сумела упрочить свое лидерство на выборах в Раду
22.07 13:27Фильм «Мстители: Финал» стал самым кассовым за всю историю
22.07 13:21Не стало гендиректора МАГАТЭ Юкия Амано
22.07 13:10Депутат Госдумы предложил ограничить наценку на питьевую воду
22.07 13:00Российский наездник подтвердил свою эффективность в борьбе с опасным вредителем
22.07 12:55В Россельхознадзоре отказались от ужесточения правил провоза багажа
22.07 12:38Рок-фестиваль «Нашествие» посетили около 200 тысяч человек
22.07 12:28Независимые кандидаты в Мосгордуму собираются всю неделю пикетировать мэрию
22.07 12:03Полиция ХМАО задержала мужчину с самодельной бомбой
22.07 11:49Москвичи попросили проверить размещение штаба Навального в подвале жилого дома
22.07 11:39Спецслужбы заявили об аресте 17 шпионов ЦРУ в Иране
22.07 11:21Савченко не смогла попасть в украинский парламент нового созыва
22.07 11:12Партия Зеленского обошла конкурентов на выборах в Верховную Раду
22.07 10:59Китайские инвестиции в США при Трампе сократились на 90%
22.07 10:46Средний размер потребкредита в России вырос почти на 7% за год
22.07 10:30Новый вид деревьев открыт в Танзании
22.07 10:29В России разработана стратегия развития торговли до 2025 года
22.07 10:14Составлен рейтинг самых угоняемых автомобилей в России
22.07 09:57В НИИ Склифосовского рассказали о состоянии Инны Чуриковой
22.07 09:46Аналитики предсказали замедленное развитие мобильных сетей 5G
22.07 09:33СМИ узнали о несоответствии половины зоопарков России новому ГОСТу
22.07 09:31Вещество из кожуры винограда поможет покорителям Марса предотвратить атрофию мышц
22.07 09:30Царапины на найденных в Китае костях приписывают денисовцам
22.07 09:15Самолет Utair вернулся в Тюмень из-за датчика неисправности шасси
22.07 08:58На выборах в Раду за пределами Украины победила партия Зеленского
22.07 08:46Задержаны подозреваемые в краже 12 млн рублей у пенсионеров

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.