16 июля 2019, Вторник, 20:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 мая 2016, 10:33

Корабль Джеймса Кука

Австралийская реконструкция «Индевора»
Австралийская реконструкция «Индевора»
Wikimedia Commons

Американские и австралийские подводные археологи объявили, что им удалось обнаружить на дне бухты Род–Айленда обломки знаменитого корабля «Индевор», на котором Джеймс Кук совершил в 1768 – 1771 годах кругосветное плавание.

Изначально «Индевор» звался «Граф Пемброк» и был угольщиком – торговым судном, предназначенным для перевозки угля и других грузов. Его построили под руководством кораблестроителя Томаса Фишберна по заказу Томаса Милнера в порту Уитби в Северном Йоркшире и спустили на воду в июне 1764 года. Местные моряки называли суда такого типа «кошками из Уитби». Они имели небольшую осадку и уплощенное дно, что позволяло им хорошо ходить по мелководью. Такие суда можно было легко вытащить на берег для погрузки и разгрузки, а также ремонтировать без захода в док. Корпус «Графа Пемброка», внутренние палубы и футоксы были сделаны из белого дуба, киль и ахтерштевень – из вяза, три мачты – из сосны и ели.

16 февраля 1768 года Лондонское королевское общество обратилось к Георгу III с просьбой финансировать научную экспедицию в Тихий океан для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца в 1769 году и для других исследований. Королевское согласие было получено, а Адмиралтейство решило соединить научное путешествие с тайной миссией по поискам гипотетического континента Terra Australis Incognita.

Королевское общество предложило поручить командование экспедицией шотландскому географу Александру Далримплу. Но первый лорд Адмиралтейства Эдвард Хоук сказал, что предпочел бы отрезать правую руку, чем дать командование военно-морским судном не профессиональному моряку. Хоук хорошо знал, что произошло в 1698 году, когда офицеры корабля «Парамур» отказались выполнять приказы гражданского руководителя экспедиции Эдмунда Галлея. Выход был найден, когда Адмиралтейство предложило кандидатуру Джеймса Кука, морского офицера с хорошей подготовкой работы в математике и картографии. Ученых эта кандидатура устроила. Тогда же для экспедиции присмотрели подходящее судно, и «Граф Пемброк» был приобретен у владельца за 2840 фунтов 10 шиллингов и 11 пенсов, еще 2294 фунта были затрачены на переоборудование корабля.

27 мая 1768 года Джеймс Кук принял командование кораблем, который получил название «Барк Индевор», чтобы не возникало путанице с уже имевшимся на флоте небольшим военным кораблем «Индевор». Когда ремонтные работы были закончены, корабль 30 июля прибыл в Плимут, чтобы принять на борт экипаж и запасы провизии (в том числе живых свиней, кур и козу). 26 августа знаменитое первое кругосветное плавание Джеймса Кука началось.

«Индевор» посетил Таити, Новую Зеландию, где Джеймс Кук открыл пролив между Северным и Южным островами, а также доказал, что они не являются частью неведомого южного материка. Затем он отправился вдоль восточного побережья Австралии. Там он сел на мель и получил серьезную пробоину, в результате чего долгое время приходилось плыть, постоянно откачивая воду из трюма. За время этого пути был открыт пролив между Новой Гвинеей и Австралией. Наконец, «Индевор» прибыл в Батавию (нынешнюю Джакарту), где его отремонтировали. Затем через Кейптаун экспедиция вернулась в Англию.

О первом путешествии Кука написано многое, куда менее известна дальнейшая судьба «Индевора». После возвращения он был направлен в доки Вулвича, где его переоборудовали в транспортное судно. В таком качестве «Индевор» под командованием лейтенанта Джеймса Гордона совершил три плавания к Фолклендским островам (1771 – 1774). Примечательным было второе из них, когда «Индевор» должен был доставить на Фолкленды малый корабль «Пингвин», предназначенный для несения там службы, но неспособный пересечь Атлантику самостоятельно. «Пингвин» разобрали на части, погрузили их на «Индевор», на борт также поднялись моряки «Пингвина» и четыре плотника, которые собрали корабль по прибытии на место назначения.

В сентябре 1774 года «Индевор» был выведен из состава флота, а в марте следующего года продан частному судовладельцу Мазеру за 645 фунтов. Известно, что в качестве частного судна он совершил по меньшей мере один рейс в Россию – в порт Архангельск.

Когда началась война с североамериканскими колониями, Адмиралтейство нуждалось в судах для перевозки через океан войск и военных грузов. Мазер решил продать корабль государству, но получил отказ, так как «Индевор» был признан слишком старым и ветхим. Тогда владелец переименовал корабль в «Лорд Сэндвич» и вновь предложил Адмиралтейству купить его, но обхитрить военно-морское ведомство ему не удалось. Пришлось провести серьезный ремонт и только тогда Адмиралтейство приняло корабль под названием «Лорд Сэндвич II». В 1776 году в составе крупного флота он перевозил войска, которые потом участвовали во взятии Нью-Йорка, затем использовался при переброске войск на Род-Айленд, где ему довелось также служить плавучей тюрьмой для военнопленных.

Когда в начале 1778 года в войну на стороне американцев вступила Франция, они попытались отбить у англичан Ньюпорт на Род-Айленде. При этом по суше на город наступали американские войска, а с моря ему угрожал французский флот. Командующий британским гарнизоном Джон Брисбен принял решения заблокировать вход в гавань, затопив там излишки судов. 7 августа 1778 года «Лорд Сэндвич II» был затоплен в порту Род-Айленда.

Историки далеко не сразу проследили судьбу легендарного «Индевора». Статья, где говорилось, что он, вероятно, лежит на дне возле Ньюпорта, была впервые опубликована в местном журнале «Провиденс» в 1834 году. Однако долго была популярной альтернативная версия, согласно которой корабль уцелел и в 1790 году был продан Мазером французам, которые дали ему название «Ла-Либерте». Затем он затонул возле Род-Айленда в 1793 году. Об этом сообщил бывший французский консул в Род-Айленде со слов владельцев судна. Но потом оказалось, что «Ла-Либерте» – это совсем другой «Индевор». Также в журнал «Провиденс» поступило письмо, где утверждалось, что еще в 1825 году некий отставной моряк в Лондоне устраивает для желающих прогулки по Темзе, показывая остатки затонувшего корабля и утверждая, что это бывший «Индевор» Джеймса Кука.

С 1991 года организация Rhode Island Marine Archaeology Project (RIMAP) начала исследование всех тринадцати транспортных судов, затопленных во время боев за Род-Айленд. В 1999 году ее сотрудникам удалось раскопать в лондонских архивах сведения о том, что среди этих судов был «Индевор» и узнать его новое название. В 2000 году к исследованиям присоединились сотрудники Австралийского национального морского музея (плавание Джеймса Кука – важная часть австралийской истории, поэтому ученые из Австралии проявили большой интерес к судьбе его корабля).

Тогда же на дне был найден первый из затонувших кораблей, который поспешили объявить «Индевором». Но сомнение в его идентификации оставались. За последующие шесть лет было определено местонахождение восьми кораблей, некоторые из которых тоже могли быть кораблем Кука. Наконец, теперь исследователи утверждают, что с шансами в «80 – 100 %» знаменитый корабль находится среди обломков пяти кораблей, затопленных в гавани рядом друг с другом. Сейчас RIMAP ищет средства на продолжение подводных археологических работ, а также на подъем и реставрацию фрагментов корабля.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.