28 февраля 2020, пятница, 04:08
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 мая 2016, 10:33

Корабль Джеймса Кука

Австралийская реконструкция «Индевора»
Австралийская реконструкция «Индевора»
Wikimedia Commons

Американские и австралийские подводные археологи объявили, что им удалось обнаружить на дне бухты Род–Айленда обломки знаменитого корабля «Индевор», на котором Джеймс Кук совершил в 1768 – 1771 годах кругосветное плавание.

Изначально «Индевор» звался «Граф Пемброк» и был угольщиком – торговым судном, предназначенным для перевозки угля и других грузов. Его построили под руководством кораблестроителя Томаса Фишберна по заказу Томаса Милнера в порту Уитби в Северном Йоркшире и спустили на воду в июне 1764 года. Местные моряки называли суда такого типа «кошками из Уитби». Они имели небольшую осадку и уплощенное дно, что позволяло им хорошо ходить по мелководью. Такие суда можно было легко вытащить на берег для погрузки и разгрузки, а также ремонтировать без захода в док. Корпус «Графа Пемброка», внутренние палубы и футоксы были сделаны из белого дуба, киль и ахтерштевень – из вяза, три мачты – из сосны и ели.

16 февраля 1768 года Лондонское королевское общество обратилось к Георгу III с просьбой финансировать научную экспедицию в Тихий океан для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца в 1769 году и для других исследований. Королевское согласие было получено, а Адмиралтейство решило соединить научное путешествие с тайной миссией по поискам гипотетического континента Terra Australis Incognita.

Королевское общество предложило поручить командование экспедицией шотландскому географу Александру Далримплу. Но первый лорд Адмиралтейства Эдвард Хоук сказал, что предпочел бы отрезать правую руку, чем дать командование военно-морским судном не профессиональному моряку. Хоук хорошо знал, что произошло в 1698 году, когда офицеры корабля «Парамур» отказались выполнять приказы гражданского руководителя экспедиции Эдмунда Галлея. Выход был найден, когда Адмиралтейство предложило кандидатуру Джеймса Кука, морского офицера с хорошей подготовкой работы в математике и картографии. Ученых эта кандидатура устроила. Тогда же для экспедиции присмотрели подходящее судно, и «Граф Пемброк» был приобретен у владельца за 2840 фунтов 10 шиллингов и 11 пенсов, еще 2294 фунта были затрачены на переоборудование корабля.

27 мая 1768 года Джеймс Кук принял командование кораблем, который получил название «Барк Индевор», чтобы не возникало путанице с уже имевшимся на флоте небольшим военным кораблем «Индевор». Когда ремонтные работы были закончены, корабль 30 июля прибыл в Плимут, чтобы принять на борт экипаж и запасы провизии (в том числе живых свиней, кур и козу). 26 августа знаменитое первое кругосветное плавание Джеймса Кука началось.

«Индевор» посетил Таити, Новую Зеландию, где Джеймс Кук открыл пролив между Северным и Южным островами, а также доказал, что они не являются частью неведомого южного материка. Затем он отправился вдоль восточного побережья Австралии. Там он сел на мель и получил серьезную пробоину, в результате чего долгое время приходилось плыть, постоянно откачивая воду из трюма. За время этого пути был открыт пролив между Новой Гвинеей и Австралией. Наконец, «Индевор» прибыл в Батавию (нынешнюю Джакарту), где его отремонтировали. Затем через Кейптаун экспедиция вернулась в Англию.

О первом путешествии Кука написано многое, куда менее известна дальнейшая судьба «Индевора». После возвращения он был направлен в доки Вулвича, где его переоборудовали в транспортное судно. В таком качестве «Индевор» под командованием лейтенанта Джеймса Гордона совершил три плавания к Фолклендским островам (1771 – 1774). Примечательным было второе из них, когда «Индевор» должен был доставить на Фолкленды малый корабль «Пингвин», предназначенный для несения там службы, но неспособный пересечь Атлантику самостоятельно. «Пингвин» разобрали на части, погрузили их на «Индевор», на борт также поднялись моряки «Пингвина» и четыре плотника, которые собрали корабль по прибытии на место назначения.

В сентябре 1774 года «Индевор» был выведен из состава флота, а в марте следующего года продан частному судовладельцу Мазеру за 645 фунтов. Известно, что в качестве частного судна он совершил по меньшей мере один рейс в Россию – в порт Архангельск.

Когда началась война с североамериканскими колониями, Адмиралтейство нуждалось в судах для перевозки через океан войск и военных грузов. Мазер решил продать корабль государству, но получил отказ, так как «Индевор» был признан слишком старым и ветхим. Тогда владелец переименовал корабль в «Лорд Сэндвич» и вновь предложил Адмиралтейству купить его, но обхитрить военно-морское ведомство ему не удалось. Пришлось провести серьезный ремонт и только тогда Адмиралтейство приняло корабль под названием «Лорд Сэндвич II». В 1776 году в составе крупного флота он перевозил войска, которые потом участвовали во взятии Нью-Йорка, затем использовался при переброске войск на Род-Айленд, где ему довелось также служить плавучей тюрьмой для военнопленных.

Когда в начале 1778 года в войну на стороне американцев вступила Франция, они попытались отбить у англичан Ньюпорт на Род-Айленде. При этом по суше на город наступали американские войска, а с моря ему угрожал французский флот. Командующий британским гарнизоном Джон Брисбен принял решения заблокировать вход в гавань, затопив там излишки судов. 7 августа 1778 года «Лорд Сэндвич II» был затоплен в порту Род-Айленда.

Историки далеко не сразу проследили судьбу легендарного «Индевора». Статья, где говорилось, что он, вероятно, лежит на дне возле Ньюпорта, была впервые опубликована в местном журнале «Провиденс» в 1834 году. Однако долго была популярной альтернативная версия, согласно которой корабль уцелел и в 1790 году был продан Мазером французам, которые дали ему название «Ла-Либерте». Затем он затонул возле Род-Айленда в 1793 году. Об этом сообщил бывший французский консул в Род-Айленде со слов владельцев судна. Но потом оказалось, что «Ла-Либерте» – это совсем другой «Индевор». Также в журнал «Провиденс» поступило письмо, где утверждалось, что еще в 1825 году некий отставной моряк в Лондоне устраивает для желающих прогулки по Темзе, показывая остатки затонувшего корабля и утверждая, что это бывший «Индевор» Джеймса Кука.

С 1991 года организация Rhode Island Marine Archaeology Project (RIMAP) начала исследование всех тринадцати транспортных судов, затопленных во время боев за Род-Айленд. В 1999 году ее сотрудникам удалось раскопать в лондонских архивах сведения о том, что среди этих судов был «Индевор» и узнать его новое название. В 2000 году к исследованиям присоединились сотрудники Австралийского национального морского музея (плавание Джеймса Кука – важная часть австралийской истории, поэтому ученые из Австралии проявили большой интерес к судьбе его корабля).

Тогда же на дне был найден первый из затонувших кораблей, который поспешили объявить «Индевором». Но сомнение в его идентификации оставались. За последующие шесть лет было определено местонахождение восьми кораблей, некоторые из которых тоже могли быть кораблем Кука. Наконец, теперь исследователи утверждают, что с шансами в «80 – 100 %» знаменитый корабль находится среди обломков пяти кораблей, затопленных в гавани рядом друг с другом. Сейчас RIMAP ищет средства на продолжение подводных археологических работ, а также на подъем и реставрацию фрагментов корабля.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.