15 октября 2019, вторник, 08:59
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Накануне лекции 24.11. Сергей Кавтарадзе о городе как произведении искусства

Лауреат премии "Просветитель" Сергей Кавтарадзе подписывает свою книгу
Лауреат премии "Просветитель" Сергей Кавтарадзе подписывает свою книгу
Фото: Н. Демина

В четверг, 24 ноября 2016 г. с лекцией на тему «Азбука зодчества. Как "читать" памятники архитектуры» выступит искусствовед, лауреат премии «Просветитель» 2016 года, автор книги «Анатомия архитектуры» Сергей Кавтарадзе

Речь в лекции пойдет о том, как «читать» архитектурное произведение.

Перед выступлением в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» Сергей Юрьевич рассказал о своем пути в архитектуру, о городе как произведении искусства и о том, почему нельзя сносить историческую застройку. 

Как возник Ваш интерес к архитектуре? Какую роль сыграли научно-популярные кружки или книги в Вашем становлении как искусствоведа?

Для меня это важная история. Я с детства интересовался техникой, запоем и по многу раз читал популярные тогда журналы – «Юный техник», «Техника – молодежи». Отец был кинорежиссером, но очень любил и умел делать что-то руками. В нашей квартире в Тбилиси он переделал лоджию в мастерскую, полную инструментов, а также списанных военных радиостанций – для занятий радиоделом (его позывной помню до сих пор: UF6 AAO, «У-Эф-6-Анна-Анна-Ольга»). Естественно, с самого раннего детства я привлекался к работам. Чаще всего мне полагалось, не боясь, держать какую-то деталь, пока отец орудует паяльником или электродрелью.

Позже увлекся автомобилями (своего у нас не было). Мне повезло – в старших классах полагалось профессиональное обучение, и я осваивал грузовик в автошколе (ну, его устройство, конечно). Скорее всего, я стал бы инженером-автомобилистом, если б не еще одно увлечение. Где-то в 14 лет я заинтересовался живописью и почти случайно узнал о Клубе юных искусствоведов при Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Он и сейчас учит школьников видеть в картинах не просто «картинки про что-то», но именно произведения, где композиция, пластика линии и характер мазка и так далее всегда имеют глубокий смысл.

Клуб (КЮИ) определил выбор профессии, я поступил в МГУ, на истфак, там есть отделение истории искусств. Тем не менее, тяга к технике меня не отпускала. И тут я получил подарок. На первом курсе введение в специальность нам читал замечательный преподаватель, грозный на экзаменах, но совершенно блистательный как лектор – Виктор Николаевич Гращенков. Он и открыл нам, наряду с другими темами, захватывающий мир архитектуры. А я, благодаря ему, узнал, что есть область человеческого знания, в которой прекрасно сочетаются тяга к технике и любовь к искусству. 

Какое у Вас любимое здание в Москве? Или несколько?

Я бы ответил не так, как Вы, наверное, от меня ждете. У меня нет какого-то самого любимого здания или даже списка из нескольких самых любимых. Слава Богу, в Москве осталось еще немало зданий, от «общения» с которыми можно получить удовольствие, а я умею это делать. Но главное в другом. К сожалению, не все осознают, что город в целом – это не просто совокупность зданий, между которыми тянутся улицы. Он сам по себе – огромное здание, неохватное произведение искусства, живое, вечно меняющееся, развивающееся, ранимое, подвергающееся варварским атакам и залечиваемое трудом реставраторов. Это и есть самое любимое, то, что очень хотелось бы сберечь.

Какая архитектурная конструкция на сегодняшней день является самой сложной?

Ситуация в современной архитектуре характеризуется как раз тем, что сложных для реализации конструкций не осталось. Строительные технологии сегодня таковы, что сделать можно практически все – любой формы, любой высоты, с любым консольным выносом. И это стало вызовом зодчеству как виду творчества: «что можешь сам, когда ни в чем не ограничен?» 

Какой город Вы бы назвали архитектурной столицей мира?

Лично для меня, пожалуй, Флоренция. Не потому, что там представлены все стили и направления. Скорее, наоборот, там очень многого не хватает из того, чем богаты Рим, Париж, Нью-Йорк, Москва и Петербург. Но концентрация архитектурных впечатлений, причем от произведений, так сказать, абсолютного художественного качества, совершенно фантастическая.

Как найти баланс между обновлением города, необходимостью строительства новых зданий и важностью сохранения исторического наследия? Ничего в исторической застройке не сносить? Или сносить только после решения экспертов, на которых могут повлиять очень разные обстоятельства?

Разумеется, ничего не сносить. Как я уже сказал, необходимо понимать, что город – это не совокупность зданий разной художественной ценности, а целостная, органически развившаяся ткань. Технологии приспособления старинных зданий к современным нуждам хорошо известны, им далеко не один десяток лет. Также прекрасно известны методы реставрации и консервации. И, более того, это очень выгодно – старинный город очень дорог, такое нельзя купить на стороне, экспортировать. Но выгодно обществу в целом. Отдельным бизнесменам и чиновникам, к сожалению, не всегда… 

Насколько сознательно, на Ваш взгляд, архитекторы пользуются языком [зодчества], о котором Вы будете рассказывать? Или это скорее реконструкция исследователем того, что создано архитекторами из некоторой своей логики, написанной на каком-то своем языке?

Тут есть разные уровни, на которых может обсуждаться данная тема, соответственно, и ответы разные. Во-первых, архитекторы, как и все люди, в каждую эпоху находятся в определенном культурном (можно сказать – ноуменальном) пространстве. Это как бы духовная среда обитания, и игнорировать ее невозможно.

Другой вопрос, насколько грамотен зодчий, хорошо ли его учили, понимает ли он в принципе, логику ордера, например, когда обращается к колоннадам, знает ли, что если применяет арочные конструкции, то не должен забывать о факторе бокового распора? Сегодня, судя по результатам, заказы достаются и грамотным, и безграмотным, и беспринципным. 

Над чем Вы сейчас работаете? Не задумывались ли о создании цикла книг по архитектуре? 

Цикла явно не получится. Я пишу медленно и принципиально не хотел бы делать это коммерческим предприятием. Это для удовольствия, и потому, что хочется удовольствием поделиться. Очень хотелось бы написать еще одну популярную (в смысле нон-фикшн) книгу, на этот раз в большей мере посвятив ее отечественной архитектуре.

Какие книги Вы бы посоветовали тем, кто хотел бы разбираться в азах архитектуры?

Книги посоветовать нетрудно, я твердо знаю, что начать надо с двух. Правда, они не только об архитектуре – посвящены изобразительным искусствам в целом. Это «Введение в историческое изучение искусства» Бориса Робертовича Виппера, и «Основные понятия истории искусства» Генриха Вёльфлина.

16 ноября Сергей Кавтарадзе стал лауреатом премии «Просветитель» 2016 года как автор книги  «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» (М.: Издательский дом ВШЭ, 2016). Вы можете посмотреть фрагменты книги *.pdf на сайте ИД ВШЭ.

Сергей Кавтарадзе с женой, отличным литературным редактором. Церемония премии «Просветитель», 16 ноября 2016 года

Сергей Кавтарадзе с сыном

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.