31 октября 2020, суббота, 05:37
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Рождение архитектуры

24 ноября в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» в библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева с лекцией на тему «Азбука зодчества. Как "читать" памятники архитектуры» выступил искусствовед, лауреат премии «Просветитель» 2016 года, автор книги «Анатомия архитектуры» Сергей Кавтарадзе.

На самом раннем этапе человеческой истории люди придумали архитектурную конструкцию, состоящую из горизонтальной балки, положенной на две вертикальные опоры. Научное ее название – стоечно-балочная система. И сейчас любой, кто строил у себя на даче сарай или хотя бы шалаш, использовал это открытие древних строителей.

Со временем, когда возникли первые государства древности, здания, построенные по этой системе, стали украшать. Например, в египетских храмах вертикальные колонны делали в виде стволов пальм, пучков стеблей папируса, верхние их части стали выполняться в виде цветков лотоса. Все это воспроизводило образ зарослей, сквозь которые человек после смерти должен пробираться в страну мертвых.

Каноны архитектуры на долгие века вперед определили древние греки, создав так называемые архитектурные ордера. Рассуждая об античной архитектуре, мы обычно представляем себе мраморные строения. Но, как напомнил слушателям Сергей Кавтарадзе, первоначально греческие храмы строились из дерева. Глухую стену храма греки предпочитали окружить открытой галереей, образованной рядом колонн. Колонны были деревянными столбами, сужающимися кверху, при снятии с них коры инструменты плотников оставляли на них вытянутые желобки. На вершине колонны делается расширение в форме чаши, а над ним лежит квадратная плита. На эту плиту кладется продольная балка, а на нее опираются поперечные балки, положенные для жесткости на ребро. Чтобы дождевая вода лилась на землю, над всем зданием делается двускатная крыша, причем концы стропил выходят за ряд колонн, поэтому вода не будет лить прямо на фундамент. Наконец, торцы поперечных балок защищают от дождя и ветра, закрыв деревянными щитами. Другие щиты закрывают промежутки между поперечными балками.

 
Wikimedia Commons

Когда греки начали возводить свои храмы из камня, их строение воспроизводило деревянную конструкцию. Деревянные столбы стали мраморными колоннами, на них остались даже продольные желобки, хотя кору с мрамора снимать не надо (эти желобки называют каннелюрами). На каждой колонне есть чашеобразное расширение – эхин («котел»), на эхине – квадратная плита абак. Вместе эхин и абак образуют «голову колонны» – капитель (от латинского caput «голова»). Продольная балка образует каменный архитрав. Торцы поперечных балок, закрытые щитами, превратились в триглифы. Щиты, закрывающие промежутки между поперечными балками, стали метопами (в греческих храмах метопы часто украшались рельефными скульптурами, такими, например, были метопы Парфенона – храма Афины в Акрополе). Вместе чередующиеся триглифы и метопы образуют фриз.

И вот тут наступил очень важный момент. В каменном храме уже не было никаких поперечных балок. Но триглифы, изображающие их торчащие из кровли концы, есть. Если мы перенесем свой взгляд чуть выше, то увидим мутулы – каменные изображения оконечностей стропильных досок. Но самих стропил у мраморного храма тоже нет. Здесь архитектура впервые начинает изображать работу каких-то конструкций, но не в действительности, а в виде своеобразной игры, театрального представления.

Сергей Кавтарадзе пишет: «Это обстоятельство, как будто случайное и, может быть, родившееся действительно абсолютно спонтанно, совершило настоящую революцию в искусстве строить. Воплотившись в камне, архитектура греков впервые стала полноценным изобразительным искусством, причем изображала она не что-то иное, а саму себя, работу собственных конструкций. Теперь рассказ о том, как работают опоры и балки, как помогают им в этом тяжелом труде детали помельче, о непростых взаимоотношениях несомых и несущих частей сам по себе сделался художественной ценностью».

Архитекторы научились подчеркивать напряженность конструкции, усиливая зрительное впечатление. Для этого, например, нижняя треть ствола колонны чуть расширяется (такое расширение называется энтазис), колонна как будто демонстрирует, что ей тяжело. Интересно, что примерно в то же время, когда складывались эти каноны античной архитектуры, греческие скульпторы тоже начали передавать напряжение человеческого тела, работу мускулов. Они стали изображать людей, вес тела которых был перенесен на одну ногу, а вторая в это время была расслаблена. В качестве примера такого приема можно посмотреть на статую «Дорифор» («Копьеносец») работы скульптора Поликтета и сравнить ее с более ранними фигурами юношей – «куросами».

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.