15 октября 2019, вторник, 02:18
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Рождество» Караваджо в руках мафии

Фрагмент картины Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»
Фрагмент картины Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»

На прошедшей неделе появились новости о картине Караваджо, которую вот уже скоро полвека, как не могут найти полицейские Италии и Интерпол. Неоднократно возникали слухи, что она уничтожена. Теперь же, судя по показаниям одного из членов сицилийской мафии, есть надежда, что картина цела, хотя и, возможно, разрезана на несколько частей.

«Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» было написано Караваджо, по разным предположениям, в 1600 или 1609 году. Это огромная картина, площадью более пяти квадратных метров (268 на 197 см). Святых и Марию на картине художник наделил обликом итальянских бедняков его времени. Сюжет несколько напоминает поклонение пастухов новорожденному Иисусу, только вместо пастухов к Иосифу и Марии пришли святые Франциск, Лаврентий и еще один мужчина (крайний справа, за Франциском Ассизским). Некоторые исследователи полагают, что это блаженный Лев Ассизский, спутник и исповедник Франциска в последние годы жизни. Над лежащим младенцем Иисусом нарисован летящий ангел, символизирующий божественную славу.

 

«Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»

Картина находилась над алтарем часовни Святого Лаврентия (Oratorio di San Lorenzo) в историческом центре Палермо. Ночью с 17 на18 октября 1969 года неизвестные преступники проникли туда и похитили холст, вырезав его из рамы. Специалисты утверждают, что картина была извлечена «с хирургической точностью», явно квалифицированными людьми. Также были похищены некоторые другие предметы из часовни: элементы ограды хоров из позолоченного резного дерева и скамейки, инкрустированные ценными породами дерева и перламутром. С тех пор картина так и не была найдена. Она занимает второе место в списке самых известных похищенных произведений искусства по версии ФБР. Стоимость картины, по оценке экспертов, составляет не менее 20 миллионов долларов. С 2016 года в часовне святого Лаврентия на месте картины висит ее высокоточная цифровая копия.

 

Интерьер часовни святого Лаврентия в Палермо. Видно место, где находилась украденная картина (фотография 2009 года)

Слухи сразу же приписали кражу картины сицилийской мафии. С тех пор новая информация о ней обычно поступала от мафиози, согласившихся сотрудничать с властями. Информация эта была противоречивой, но чаще всего безрадостной.

Винченцо Ла Пиана (Vincenzo La Piana) племянник известного торговца наркотиками Джерландо Альберти (Gerlando Alberti) рассказал, что картину не смогли продать, и она была закопана в сундуке вместе с пятью килограммами кокаина и несколькими миллионами долларов где-то в сельской местности под Палермо. Правда, в указанном им месте сундук найден не был. Сам Альберти был арестован в 1980 году, получил пожизненный срок и умер в 2012, но о картине ничего не сказал.

В 1980 году британский историк и журналист Питер Уотсон сообщил, что в селении Лавьяно в провинции Салерно с ним встретился человек, предложивший купить украденную картину. Но в следующий раз они договорились встретиться 23 ноября 1980 года, в день, когда в Салерно случилось разрушительное землетрясение. Встреча не состоялась, а больше этот человек на связь не выходил.

Еще один раскаявшийся мафиози Франческо Марино Маннойя (Francesco Marino Mannoia) дал знаменитому судье Джованни Фальконе показания, согласно которым, он участвовал в краже картины и она была сильно повреждена при отделении от рамы, а потом и вовсе уничтожена. Но подразделение карабинеров, занимающееся охраной произведений искусства, сумело установить, что Маннойя украл другую картину, находившуюся в соседней церкви и приписываемую художнику XVI века Винченцо да Павия.

Сальваторе Канчеми, курировавший работу группы, которая в 1992 году устроила взрыв бомбы, чтобы убить Джаванни Фальконе, 22 июля 1993 года пришел в управление карабинеров в Палермо и сказал, что хочет сдаться властям и дать показания. В числе прочего он упоминал, что картина Караваджо выставляется на собраниях глав сицилийской мафии как символ власти и престижа.

Непосредственный исполнитель убийства Фальконе – Джованни Бруска – был арестован в 1996 году и стал сотрудничать со следствием. На суде предложил содействовать возвращению картины Караваджо в обмен на смягчение условий заключения (в Италии к осужденным за особо тяжкие преступления применяется статья 41-bis закона о тюрьмах, лишающая их ряда прав, например, свиданий, посылок, телефонных разговоров и так далее). Но суд отклонил это предложение.

Следующим информатором стал Гаспаре Спатуцца, очередной бывший мафиози. 9 декабря 2009 года он сообщил, что хранение украденного холста было поручено семейству Пуллара, возглавляющему одной из территориальных подразделений мафии. Но картину спрятали на ферме, где холст погрызли крысы и свиньи, так что остатки пришлось сжечь.

Наконец, недавно о картине заговорил Гаэтано Градо. По его словам, он в 1970 году разыскал похитителей по приказу своего босса Гаэтано Бадаламенти. В итоге Бадаламенти приобрел у них картину, чтобы в свою очередь продать ее какому-то торговцу произведениями искусства из Швейцарии. Гаэтано Градо был свидетелем приезда швейцарца в Палермо на переговоры. Он описывает его как старика, который, увидев работу Караваджо, заплакал. Но столь эмоциональное восприятие шедевра не помешало ему сказать, что он намерен разрезать холст на части, так как целиком его не продать. В публикациях имя швейцарца не называется.

Глава комиссии по борьбе с мафией Рози Бинди говорит, что новые данные позволяют возобновить расследование и вселяют надежду на возвращение шедевра в Палермо. Правда, не все разделяют такой оптимизм. Руководитель организации Amici dei Musei Sicilian Бернардо Торторичи ди Раффадали, в ведении которого находится часовня святого Лаврентия, обращает внимание на сложность задачи по снятию картины. Он уверен, что эта операция не была проведена случайными преступниками, которым потом удалось сбыть свою добычу Бадаламенти, а сделана по заказу какого-то частного коллекционера.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.