25 июня 2019, вторник, 17:38

23 августа 2018, 08:24

Дочь денисовца и неандерталки

Денисова пещера
Wikimedia Commons

Ученые из Германии, России, Канады и Великобритании опубликовали результаты анализа ДНК, выделенной из очередной кости, которую нашли в Денисовой пещере на Алтае. Они пришли к выводу, что кость принадлежала умершей более 50 тысяч лет назад девочке, отец которой был денисовцем, а мать принадлежала к неандертальцам. Это первый случай, когда удалось обнаружить останки прямого потомка скрещивания двух видов людей.

Напомним, что денисовцами называют представителей особого вида (или подвида) рода Homo, родственного как современным людям, так и неандертальцам. Все эти три вида происходят от общего предка, жившего около 700 тысяч лет назад. По современным оценкам, разделение неандертальцев и денисовцев произошло не менее 190 тысяч лет назад и, возможно, до 470 тысяч лет назад. Существование денисовцев как особого вида или подвида людей, отличавшихся как от сапиенсов, так и от неандертальцев, обнаружилось, когда ученые смогли выделить ДНК из костей, найденных в Денисовой пещере.

Кость, из которой была выделена ДНК. Фото: Thomas Higham, University of Oxford

Название «денисовский человек», или «денисовец», дано по Денисовой пещере, где были найдены костные останки этого вида. За пределами этой пещеры денисовцы, по крайней мере пока, не обнаружены. Денисова пещера использовалась для жилья на протяжении тысячелетий, и в разное время там жили не только денисовцы, но и неандертальцы, и Homo sapiens. До последнего момента было известно лишь четыре костных фрагмента, для которых позднее была показана принадлежность денисовцам. В 1984 году был найден коренной зуб (Денисова 2). В 2000 и 2010 годах – еще два коренных зуба (Денисова 4 и Денисова 8), а в 2008 году – фрагмент фаланги мизинца (Денисова 3).

Сопоставление генома денисовцев с геномами древних и современных Homo sapiens показало, что в генах нынешних людей есть небольшая доля денисовского наследия. Исследователи выяснили, что жители Меланезии унаследовали от денисовцев примерно 5 % своего генома. Денисовские варианты генов обнаружились также у тибетцев и эскимосов, причем эти варианты повышают выживаемость в холодном климате. В марте этого года было опубликовано исследование, в котором денисовские гены были обнаружены у жителей Восточной Азии, особенно у китайцев, японцев и дайцев (народа тайской языковой группы, живущего в китайской провинции Юннань, на северо-западе Мьянмы и севере Таиланда). При этом денисовские фрагменты ДНК у представителей этих народов не совпадали с денисовскими генами меланезийцев. Авторы работы пришли к заключению, что генетические контакты между популяциями денисовцев и сапиенсов происходили дважды, в Восточной Азии и в местах, где сейчас находятся острова Индонезии, а в древности располагалась часть азиатского материка, известная под названием Сунда. Отметим, что свидетельств срещивания между денисовцами и неандертальцами до сих пор генетики не находили.

Нынешнее исследование было посвящено кости, которую археологи нашли в Денисовой пещере в 2012 году. Двухсантиметровый фрагмент одной из длинных костей конечностей фигурирует в научных отчетах под обозначением «Денисова 11». Согласно радиоуглеродной датировке, возраст кости около 50 тысяч лет. Принадлежала она, скорее всего, ребенку 11 – 13 лет. Остальные детали выяснились после выделения и анализа ее генома.

Как оказалось, кость принадлежит девочке. Ее геном был сопоставлен с уже известными геномами как денисовцев, так и неандертальцев из Денисовой пещеры. Результат оказался таким, что, как признает палеогенетик Вивиана Слоун (Viviane Slon), которая непосредственно участвовала в работе, она поверила в достоверность только после нескольких повторений анализа. В геноме 42,3 % аллелей были денисовские, а 38,6 % - неандертальскими. А вот митохондриальная ДНК, которая, как известно, наследуется по материнской линии, была исключительно неандертальской, поэтому исследователи пришли к выводу, что отцом девочки был денисовец, а мать принадлежала к неандертальцам.

Более подробный анализ выявил еще ряд интересных деталей. Отец оказался не чистым денисовцем, среди его предков были неандертальцы, правда, отстоявшие от него несколько сотен поколений. Мать тоже преподнесла сюрприз: она оказалась генетически ближе не к алтайским неандертальцам, а к неандертальцам из Восточной Европы (Хорватия). Приходится признать, что различные группы неандертальцев неоднократно мигрировали между Европой и Сибирью.

Исследование опубликовано в журнале Nature.