19 июня 2019, среда, 15:42
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Балет и искусство палеолита

Сцена из балета «О чем молчат камни»
Сцена из балета «О чем молчат камни»
Андрей Коротнев

Недавно в Башкирском государственном театре оперы и балета прошла премьера одноактного балета «О чем молчат камни», источником вдохновения для создателей которого послужила палеолитическая живопись. Даже в наши дни, когда сюжет спектакля может быть самым неожиданным, обращение к археологическому материалу - случай редкий, а для российского театра, пожалуй, даже уникальный.

Композитор Николай Попов и балетмейстер Ринат Абушахманов создали эту постановку на основе исследований археолога Владислава Житенева, который с 2008 года возглавляет работу Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, изучая Капову пещеру в Башкирии. Балет представляет собой аллегорию появления искусства у палеолитических людей. Первой художницей его создатели сделали юную девушку (ее роль исполнила Софья Гаврюшина). В оформлении постановки использованы мотивы подлинных палеолитических изображений из Каповой пещеры.

Эта пещера, известная также под названием Шульган-Таш, находится на юге Башкирии, примерно в двухстах километрах от Уфы. Из пещеры вытекает река Шульган, образующая у входа в пещеру озеро и впадающая в реку Белая. Протяженность Каповой пещеры составляет более 3,3 километров, а площадь - около 20,2 тысячи квадратных метров. Ее галереи и залы расположены на трех этажах, причем по нижнему из них течет река Шульган (в этом случае он зовется Подземным Шульганом).

Первым исследователем пещеры стал в 1760 году географ Петр Рычков. Он же первым обнаружил в ней останки древних людей. Произведения наскальной живописи в Каповой пещере открыл сотрудник Башкирского заповедника биолог Александр Рюмин. Произошло это в 1959 году, а со следующего года в пещере начала работу экспедиция под руководством известного археолога Отто Бадера. Так что в 2019 году исполняется шестьдесят лет с момента открытия палеолитических рисунков в Каповой пещере. За это время их нашли более двухсот.

Среди найденных в пещере рисунков есть изображения животных. Больше всего - лошадей и мамонтов, есть также зубры, шерстистый носорог, рыба. В 2017 году удалось обнаружить рисунок двугорбого верблюда, древнейшее из известных изображений этого животного. Есть в пещере и рисунок странного существа, совмещающего в себе черты человека и животного. Помимо этого есть геометрические рисунки, линии, отпечатки пальцев и нижней части ладони.

Удалось установить, что некоторые рисунки древние художники по каким-то причинам стирали со стены и рисовали поверх новые. Нашли также каменные плитки, на которых тоже были сделаны рисунки, но потом плитки были намеренно разбиты, опять-таки с неизвестной целью.

Сколько лет этим рисункам? Капова пещера посещалась людьми в течение многих веков. Возраст слоев отложений в пещере определяется радиоуглеродным датированием находящихся в данном слое костей и частиц угля. В самих рисунках углерода не содержится (они сделаны при помощи охры, то есть природного гидрата оксида железа), так что радиоуглеродный метод к ним неприменим. Но примерный возраст изображений на стенах можно узнать при помощи уран-ториевого метода. Напомним, что следовые количества урана в природных карбонатах со временем в ходе радиоактивного распада превращаются в торий (234U → 230Th). Торий тоже радиоактивен и постепенно распадается. Период полураспада тория-230 составляет 75 тысяч лет, а урана-234 – 245 тысяч лет, так что в определенный срок наступает так называемое состояние векового равновесия, когда число образующихся атомов тория равно числу распадающихся и соотношение урана и тория в образце больше не меняется. По степени близости к этому состоянию и определяется возраст образца. Работает уран-ториевый метод на глубину до примерно 500 тысяч лет и применим для любых минералов, содержащих карбонат кальция.

Вход в Капову пещеру. Фото: Vanchy96/Wikimedia Commons

По стенам карстовых пещер постоянно стекает вода, содержащая большое количество углекислого газа и бикарбоната кальция. Часть бикарбоната переходит в твердый карбонат кальция и откладывается слоями на поверхности, образуя корки, наплывы, сталактиты и сталагмиты. Ученые берут образец из слоя кальцита, на котором древний художник сделал свой рисунок, а также из слоя, образовавшегося поверх рисунка. Узнав возраст обоих слоев уран-ториевым методом, они получают диапазон между максимальным и минимальным возрастом рисунка. Таким образом исследователи узнали, что изображения на стенах Каповой пещеры были сделаны от 36,4 до 14,5 тысяч лет назад. Но пока проведено датирование еще не всех рисунков, так что не исключено, что в пещере обнаружатся еще более древние произведения.

Помимо рисунков в пещере находили древние орудия из камня, обработанных кусков сталактитов или кости, а также украшения, например, раковины с проколотыми отверстиями, позволявшими носить их на шнуре или пришивать к одежде. Находили и «карандаши» палеолитических художников – куски охры. Интересной находкой стали кости сурков, на которых в древности были вырезаны узоры из крестиков или ромбов.

Найдены и места, где обитатели пещеры перетирали охру, готовя краску для рисования. Большой интерес у исследователей вызывают так называемые «закладки» – единичные изделия, их группы или фрагменты костей животных, специально спрятанные в древности между камней в некоторых залах пещеры. Нередко закладки обнаруживаются возле настенных рисунков. Для чего они делались, неясно.

Копии рисунков в Каповой пещере. José-Manuel Benito/Wikimedia Commons

Исследователи полагают, что люди палеолита не жили в Каповой пещере постоянно, а собирались туда в определенное время, возможно, сезонно, для проведения каких-то ритуалов. При этом в некоторых частях пещеры они располагались надолго (там сохранились следы очагов), а в другие лишь заходили с какой-то специальной целью. Например, краску для рисунков готовили в так называемых Купольном зале и Зале знаков, а оттуда художники направлялись в другие залы, где приступали к работе над изображениями. Вряд ли их занятия можно объяснить простым развлечением в часы досуга. Судя по высоте расположения рисунков в некоторых из залов пещеры, для их создания были необходимы специальные приспособления, например, лестницы, подмостки или веревки, доставить которые во внутренние залы было весьма непросто.

Владислав Житенев в ходе исследования Каповой пещеры пришел к выводу, что традиция наскальной живописи, представленной в ней, прямо связана с аналогичным верхнепалеолитическим искусством Франции и Испании. Об этом говорят и сходство в технологии, и близкие изобразительные приемы древних художников, и наличие «закладок», и традиция нанесения рисунков не только на стены пещеры, но и на каменные плитки, которые впоследствии разбивали. Предполагается, что европейское искусство верхнего палеолита представляло собой единую культурную традицию, представленную на Пиренейском полуострова, во Франции, Германии, Италии, Румынии и дошедшую до Южного Урала.

Пожалуй, стоит рассказать о еще одной примечательной находке, сделанной в Каповой пещере, хотя она не имеет отношения к палеолиту, наскальной живописи и, следовательно, к сюжету нового балета. Но она сама может стать основой для трагического произведения искусства.

В 2009 году в Каповой пещере археологи нашли черепа и фрагменты костей людей. Относятся находки к позднему бронзовому веку, межовской археологической культуре, существовавшей в IX–XIII веках до нашей эры на Южном Урале и в Западной Сибири и распространявшейся на восток до реки Тобол. Предполагается, что представители межовской культуры были предками угорских народов.

Исследование черепов показало, что они принадлежали молодым девушкам, погибшим от удара в голову. При этом они не были изначально погребены в Каповой пещере, туда лишь принесли их черепа и разрубленные фрагменты костей и положили на пол пещеры в зале, который археологи позже назовут Купольным. Поскольку ранее в пещере находили еще два черепа, можно предположить, что их приносили туда в ходе какого-то ритуала. Ученые в связи с этим вспоминают зловещий образ озера Шульган в башкирском фольклоре. Считалось, что в озере скрылся предводитель злых сил, с которым боролся герой Урал-Батыр. В эпосе и сказках неоднократно говорится о девушках, которых приносили в жертву хозяину этого озера. Возможно, это отголосок памяти о действительно существовавшем в бронзовом веке ритуале.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.