28 февраля 2020, пятница, 00:03
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 мая 2019, 19:40

Игра как жизнь

Ута Хаген в роли Дездемоны (Theatre Guild Production, Broadway, 1943-44)
Ута Хаген в роли Дездемоны (Theatre Guild Production, Broadway, 1943-44)

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» скоро выпускает книгу Уты Хаген и Хаскела Фрэнкела «Игра как жизнь. Искусство подлинного переживания на сцене» (перевод Екатерины Кротовой).

Ута Хаген (1919–2014) – американская актриса театра и кино и известный театральный педагог. Она стала лауреатом трех премий «Тони», в том числе премии 1999 года за вклад в театральное искусство, была избрана в Американскую академии наук и искусств, а также включена в Американский театральный зал славы.  С 1973 года она преподавал в Нью-Йоркской театральной школе, а в 1990 году возглавила эту школу. Среди её учеников были Марлон Брандо, Джек Леммон, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Лайза Миннелли, Вупи Голдберг, Сигурни Уивер, Аманда Пит, Джек Леммон, Мэттью Бродерик и многие другие. В 2005 году мастер-классы Уты Хаген по драматическому искусству были сняты в фильме Uta Hagen's Acting Class.

Книга «Игра как жизнь» (оригинальное название Respect for Acting) была впервые издана в США в 1973 году. Наиболее значительным вкладом Уты Хаген в театральную педагогику считаются разработанные ею «сценические упражения», основанные на методиках Константина Станиславского и Евгения Вахтангова. Ставшая с тех пор классической книга помогла нескольким поколениям актеров отточить свое мастерство, и ее советы теперь так же полезны, как и тогда, когда она была впервые опубликована. Ута Хаген использует свою собственную систему работы над актерским мастерством и свой опыт преподавания, чтобы разобрать все области, в которых актеры могут совершенствоваться, которые служат характеру персонажа и пьесе.

Предлагаем познакомиться с описанием одного из упражнений Уты Хаген.

 

Три шага

Наверняка вы не раз стояли за кулисами в ожидании своего выхода, пытаясь сосредоточиться и погрузиться в роль, атмосферу, в нужное состояние, когда вокруг суетились рабочие сцены, кто-то постоянно шептался у софитов, другие актеры обменивались репликами. Даже если в момент поднятия занавеса вы уже находитесь на сцене в окружении мебели и предметов, которые создают атмосферу, рядом все равно полно отвлекающих элементов.

Как справиться с внутренним холодком, который охватывает актера в момент выхода к зрителю? Поверьте, это непростая задача даже для великих звезд, с которыми мне доводилось работать. Артисты пытаются защититься от этого состояния, как правило, одним из двух способов, в корне неверных. Первый способ — почти незаметно выйти из-за кулис и плавно двигаться к нужному объекту, ничего не предпринимая до момента взаимодействия с ним. Актеры, которые используют второй способ, напротив, буквально врываются на сцену с посылом «Принимайте меня или идите к черту» и лишь потом постепенно входят в роль. За кулисами они либо до умопомрачения репетируют (обстоятельства, сюжет, отношения, события, замещение), либо, считая, что им как профи не пристало заниматься «всей этой мишурой», прямо перед выходом обмениваются шуточками с работниками сцены. И тот и другой пути ведут к катастрофе.

После многих лет службы в театре, снова и снова пытаясь понять, почему из восьми спектаклей за неделю выход был удачным только в трех, путем проб и ошибок я наконец выделила три основных подготовительных шага. Они включают в себя все необходимое для того, чтобы войти в сценическую жизнь из «прошлого» будто впервые, полностью погрузившись в роль и сфокусировавшись на происходящем, — другими словами, чтобы жить на сцене, а не играть на ней.

Предположим, что, оставив у дверей театра свои личные проблемы и убеждения, я спокойно гримируюсь и надеваю костюм, размышляя при этом о своей героине, моя роль тщательно отрепетирована и домашняя работа полностью выполнена. Что еще в таком случае я могу сделать, готовясь к выходу?

В первую очередь, я должна быть абсолютна уверена в том, что живу в сегодняшнем дне, а не во вчерашнем. Недопустимо думать, что сегодня можно повторить свой предыдущий спектакль или последнюю репетицию, — однако мы можем использовать все полученное с опытом. Спонтанность и присутствие в настоящем моменте достигаются только путем полного погружения в происходящее. Именно поэтому для меня три основных этапа подготовки к выходу представляют собой три вопроса, которые я задаю себе за кулисами: Что я только что делала? Что я делаю прямо сейчас? Чего я хочу в первую очередь?

Даже убедившись в эффективности этих трех шагов, я все равно время от времени проваливала выход из-за тревоги и напряжения и механической проработки вопросов. Помните: успех зависит от того, насколько серьезно вы отнесетесь к поставленной задаче.

Итак, приступим. Цель упражнения: подготовить вас к выходу на сцену с помощью упомянутых вопросов. Установив определенные обстоятельства, время, место и цели, вы увидите, как изменения, внесенные в них на первом и втором шагах, влияют на третий.

Рассмотрим примеры. Раннее утро, конец ноября. Вы спали семь часов, спокойно и крепко. Репетиции на сцене в самом разгаре. Сегодня перед вами стоит интересная задача, и вы хотите быть на высоте. Итак, проснувшись и встав с кровати, в первую очередь вы хотите выпить кофе, чтобы взбодриться.

Шаг 1 (за кулисами) Вы обращаете внимание на новые пушистые домашние тапочки, которые только что надели.

Шаг 2 Вы стоите перед кухонной дверью, завязывая пояс халата. Вы затягиваете его потуже, потому что за последнее время набрали полкило.

Шаг 3 Вы открываете дверь, ожидая увидеть у раковины вымытый кофейник. Вот он. Быстро направляетесь к нему, практически ощущая вкус кофе, и выходите на сцену, даже не заметив этого, а просто следуя своим желаниям.

Теперь внесите изменения.

1. Вы только что ударились большим пальцем ноги о кровать.

2. Вы стоите перед кухонной дверью и потираете ушибленный палец. Вам досадно.

3. Вы входите на кухню и обнаруживаете кофейник на плите. Прихрамывая, идете к нему, чтобы разогреть кофе, который сварили вечером. (Вы выходите, улыбаясь.)

Снова измените.

1. Вы только что почистили зубы.

2. Вы все еще чувствуете вкус пасты, проводя языком по зубам, и думаете, что пора сходить к стоматологу.

3. Вы входите на кухню. Кофейник уже на столе. Вы быстро наполняете его водой, громко напевая, чтобы прогнать мысли о стоматологе.

Рассмотрим другую ситуацию. Скажем, вы возвращаетесь домой свежим октябрьским днем, купив необходимые продукты для торжественного ужина на шесть персон. Сейчас три часа дня. Перед входной дверью вы слышите звонки телефона, доносящиеся из квартиры. Хорошо, если бы это звонил не кто-то из гостей с целью сообщить, что не сможет прийти!

1. Домовладелец только что прокричал вам, что вы просрочили платеж за квартиру.

2. Вы достаете ключи.

3. Вы открываете дверь и бежите к телефону, пока он еще звонит.

Или

1. Вы только что сняли пальто, так как последний лестничный пролет преодолели практически бегом.

2. Вы поднимаете ключи, выпавшие из кармана.

3. Вы молниеносно открываете дверь и бросаете пальто на пол, но телефон уже замолчал.

Или

1. Вы только что увидели таракана на коврике у двери.

2. Вы пытаетесь открыть дверь не тем ключом.

3. Попав наконец в квартиру и содрогаясь от отвращения, осторожно движетесь к телефону, озираясь по сторонам, нет ли где еще тараканов.

В каждом из этих случаев перед вами стоит задача прожить на сцене часть обычной жизни, которая, начавшись в прошлом, продолжается в настоящем и связана с определенными ожиданиями в будущем, а не просто «выйти» из-за кулис. В ожидании своего выхода вы отреагировали на воображаемые события реальными действиями, что позволило вам естественно перейти из реальной жизни в сценическую. Хотя примеры выхода, которые я привела, довольно просты, для начала рекомендую выбирать именно такие.

Позднее, когда дело дойдет до работы на сцене и вы будете самостоятельно определять, как лучше выйти в том или ином случае, вы научитесь руководствоваться основными принципами.

1. Не имеет значения, насколько тщательно вы продумали закулисные обстоятельства и вытекающие из них действия, это лишь трамплин, который должен мгновенно перенести вас в сценическую реальность. Гораздо важнее настроиться на волну своего персонажа.

2. Выбранные обстоятельства должны соответствовать состоянию героя, будь то глубокое уныние, пик эмоционального кризиса или ощущение гармонии с миром. (Перечитайте главу «Эмоциональная память».)

3. Каким бы содержанием вы ни наполнили эти три шага в процессе подготовки выхода на сцену, оно будет сугубо личным и может выражаться как угодно. Если вы опытный актер, подумайте, что помогало вам раньше и что может пригодиться сейчас. Если только начинаете свой творческий путь — экспериментируйте в поисках того, что подходит именно вам. Лично мне помогают тишина, покой и одиночество. Освободите себя, словно сосуд, чтобы вновь наполниться своим героем. Я люблю сравнивать себя со спортсменом, которому необходимо размяться перед соревнованием, ведь победа достигается не только учащенным дыханием и напряжением мышц.

4. Если пьеса невнятна сама по себе или плохо поставлена, выход может спасти ситуацию лишь на некоторое время либо, что более вероятно, будет существовать отдельно, сам по себе, а не как часть общего действия.

5. Есть еще один аспект, касающийся выхода, — настолько личный, что его трудно сформулировать теоретически, но все же нельзя упускать. Скажем, актер, играющий спортивного менеджера, перед выходом на сцену (в раздевалку боксеров) использует три шага, чтобы настроиться, но все равно чувствует, что этого недостаточно и для воплощения образа чего-то не хватает. Он не так мускулист, властен и агрессивен, как того требует роль. Актер решает проблему, представив, что мгновением раньше шел по улице, преодолевая порывы сильного ветра. Благодаря этому он преображается в момент появления на сцене.

Упражнения с выходом полезны не только в качестве подготовки. С их помощью вы получаете бесконечное количество вариантов, корректируя которые можно понять, как разные условия влияют на выход, и подобрать наиболее подходящие. Благодаря этому вы осознаете, насколько выбор нужных обстоятельств важен для раскрытия характера персонажа. Постоянно работая над этим упражнением, вы убедитесь, что вовлеченность в обстоятельства пьесы просто не оставляет времени для «волнения» перед выходом.

Выходя на сцену, вы должны жить жизнью своего героя, пропускать через себя его проблемы и делать то, что ему необходимо в текущий момент.

Никогда не забуду волшебство, которое создавала Лоретт Тейлор своим выходом в «Обратной связи». Она двигалась спиной вперед, переступая через высокий порог, отделявший причал от палубы корабля, и на ходу махала на прощанье провожающим. Оказавшись на корабле, она поворачивалась к присутствующим на сцене и видела среди них своего сына, который, узнав ее, начинал громко плакать: «Уа-а-а-а-а!» В этом выходе сплетались воедино прошлое, настоящее и будущее.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

12.02 21:40 Фейсбук удалил десятки групп и аккаунтов. Они были связаны с российской разведкой
12.02 21:05 Директору ФБК Жданову предъявили обвинения по делу о фильме «Он вам не Димон»
12.02 20:41 СК уволил следователя, отметившего повышение под тост «жизнь ворам»
12.02 20:01 Министерство юстиции РФ внесло «Радио Свобода» в список иноагентов
12.02 19:35 Слесарь московского метрополитена нашел двухмесячного младенца
12.02 18:56 Власти Новосибирска заказали «духовный поезд» за 800 тыс. рублей
12.02 18:29 В сети нашли фото застолья из колонии с осужденным за убийство Немцова Зауром Дадаевым
12.02 17:54 В Челябинской области семье пришлось 327 раз позвонить в больницу, чтобы вызвать врача двухлетнему ребенку
12.02 17:21 Greenpeace оценил ежедневные потери от загрязнения воздуха в $8 млрд
12.02 16:50 Премьер Мишустин назначил двоюродного брата Кадырова замминистра спорта России
12.02 16:41 Шерстяной волчара из популярного мема оказался шерстяной волчицей
12.02 16:28 Гран-при Китая «Формулы-1» перенесли из-за коронавируса
12.02 16:02 В Кузбассе главу отдела полиции обвинили в избиении задержанного. Он награжден медалью «За честь и мужество»
12.02 15:51 ЦРУ полвека имело доступ к секретной переписке 120 стран
12.02 15:30 Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ксения Столбова завершила карьеру
12.02 15:29 Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые выйдет в российский прокат
12.02 14:43 Власти США заявили, что у Huawei есть «тайный» доступ к мобильным сетям всего мира
12.02 14:01 Тюменский следователь отпраздновал получение нового звания под тост «Жизнь ворам». СК начал проверку
12.02 14:00 Сидячий образ жизни повышает вероятность депрессии у подростков
12.02 13:57 Издательство АСТ выпустило книгу блогера об опасности прививок. После критики ее убрали с продаж
12.02 13:39 Экс-начальник УФСИН Свиридов выстрелил себе в голову в зале суда после объявления приговора
12.02 13:12 В Нидерландах взорвались посылки с бомбами
12.02 12:22 Офицера‑подводника уволили за пьянство и мат в адрес Путина. Он пытался восстановиться через суд, но ему отказали
12.02 12:00 Новость из прошлого: 12 февраля 2000 года — Лондонский клуб списал России половину долга
12.02 12:00 В хвосте динозавра обнаружена редкая разновидность опухоли
12.02 11:48 В России удвоилось число регионов с дефицитом бюджета
12.02 11:38 ФСБ проводит обыск в красноярском футбольном клубе «Енисей»
12.02 11:10 Личное оружие не делает человека счастливее и не улучшает сон
12.02 11:07 Актера Джусси Смоллетта повторно обвинили в инсценировке нападения на себя
12.02 10:50 На круизном лайнере в Японии число заразившихся коронавирусом достигло 175 человек. Россиян среди них нет
12.02 10:14 В Архангельской области задержали гражданина Латвии. Он поддерживал активистов на Шиесе
12.02 09:56 Картину Дэвида Хокни «Всплеск» продали в Лондоне почти за $30 млн
12.02 09:44 В России двух пациентов с коронавирусом выписали из больниц. Больше случаев заболевания не выявили
12.02 08:51 «Медуза»: во время протестов в Москве ФСБ требовала ключи для дешифровки переписки у десятков интернет-компаний
12.02 07:58 В Пензе полиция задержала активистов — они приехали поддержать осужденных по делу «Сети»
12.02 06:47 Минпромторг: запасов легкой промышленности РФ хватит минимум до начала марта
12.02 06:10 Samsung представил смартфон Galaxy S20 в трех разновидностях
12.02 05:32 В Китае от коронавируса умерли 1113 человек, число инфицированных превысило 44,6 тыс.
11.02 21:41 Прокуратура Махачкалы отказалась возбуждать дело о дискриминации на администрацию самого большого бассейна в СКФО — в него не пускают женщин
11.02 20:48 Власти выделили 3 млрд рублей на постройку храма Минобороны. Его обещали строить только на пожертвования
11.02 20:17 Всемирная организация здравоохранения дала официальное название китайскому коронавирусу — Covid-19
11.02 19:42 Суд отменил решение об аресте главы сафари-парка «Тайган»
11.02 19:14 Суд отправил под домашний арест бывшую жену Цеповяза. Ее обвиняют в вымогательстве 70 млн рублей
11.02 18:43 Депутаты предлагают дать бывшим президентам должности пожизненных сенаторов
11.02 18:13 Из коронавирусного карантина в Санкт-Петербурге сбежала женщина. Врачи передали ее данные в полицию
11.02 17:58 В Крыму около 120 человек вышли поддержать арестованного директора сафари-парка «Тайган» Олега Зубкова
11.02 17:31 Протокол на фем-активистку Юлию Цветкову составили по материалам отдела ФСБ по борьбе с терроризмом
11.02 16:58 Основатель старейшей в России блог-платформы Diary.ru продал ее
11.02 16:44 Новым главой Совбеза Чечни назначен 23-летний племянник Кадырова
11.02 16:23 В Калининграде молодоженов обвинили в госизмене из-за фотографий со свадьбы
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.