26 октября 2020, понедельник, 22:44
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Йеллестадский корабль

Корабль обнаружили при помощи георадара
Корабль обнаружили при помощи георадара
NIKU/LBI ArchPro

Норвежские археологи планируют провести раскопки погребального корабля викингов в Йеллестаде. Последний раз подобная находка в Норвегии случилась в 1904 году. Теперь у археологов будет возможность провести полные раскопки корабельного погребения, соответствующие современным стандартам. Правительство намерено выделить на раскопки и изучение находок 15,6 миллиона норвежских крон (1,5 млн долларов США). В ближайшее время ожидается одобрение проекта парламентом страны. Ученые готовы приступить к работе уже в июне.

Обычай корабельного погребения существовал у скандинавов и некоторых других германских народов в раннем железном веке (приблизительно с 550 по 1050 годы). Захоронений викингов, в которых использовались погребальные ладьи, в Европе известно не так много. Больше всего их найдено в Скандинавии,  три — в Норвегии, четыре — в Швеции и одно — на датском острове Фюн. Самые известные находки — Тюнский корабль (найден в 1867 году), Гокстадский корабль (1880) и Осебергский корабль (1904) — выставлены в Музее кораблей викингов в Осло. Они относятся к IX–X векам. Пять погребальных кораблей викингов были найдены в Великобритании, последний раз это случилось в 2011 году (помимо этого, в Великобритании известны саксонские корабельные погребения). В 2008 и 2010 годах возле деревни Сальме на эстонском острове Сааремаа были найдены две погребальных ладьи викингов с останками сорока двух воинов, павших в битве.

Корабль в Йеллестаде (Gjellestad), на территории муниципалитета Халден на юге Норвегии, был обнаружен осенью 2018 года археологами Норвежского института исследования культурного наследия (NIKU) во главе с Кнутом Поске (Knut Paasche) при помощи георадара. Этот метод позволяет фиксировать свойства почвы при помощи электромагнитных волн и получать изображения скрытых в глубине земли структур.

Остатки древнего кургана, почти незаметного в наши дни, находится посреди поля, и погребальный корабль располагается всего примерно в нескольких десятках сантиметрах от поверхности. Данные геофизической разведки позволяют предположить, что исходная длина корабля — 23–24 метра, ныне сохранившийся корабельный корпус имеет длину около 20 метров, штевни корабля утрачены, вероятно, во время сельскохозяйственных работ. Ученые отметили, что размеры и конструкция Йеллестадского корабля похожи на Осебергский корабль (его длина — 21,5 метра, ширина — 5,1 метра).

Хотя курган в наши дни находится примерно в одном километре от морского берега, в эпоху викингов уровень моря  был на 4,5 метра выше, а расстояние от кургана до моря составляло всего 650 метров, так что дотащить волоком корабль до будущего погребения вряд ли было сложной задачей.

Обнаружившие корабль археологи не знали, сохранились ли в почве деревянные детали или же форма корабля на полученных георадаром изображениях отражает лишь измененную структуру почвы в тех местах, где раньше было дерево. Но они были уверены, что в любом случае форму корабля можно будет восстановить после тщательных раскопок по оставшимся гвоздям, как это ранее делалось в англосаксонском погребении Саттон-Ху и в других случаях. Также пока не ясно, был ли курган разграблен в древности или же сделанные там погребения сохранились до наших дней. Была и еще одна загадка — точная дата погребения.

Пробные раскопки погребения были проведены в августе прошлого года. Были обнаружены следы сгнившей древесины и уцелевшие остатки киля. Киль оказался довольно узким, поэтому ученые предполагают, что Йеллестадский корабль мог быть гребной ладьей, а не парусным судном. Во время раскопок были взяты образцы древесины для датировки, а потом раскоп был вновь закрыт землей для сохранения.

Также в прошлом году исследователи, снова применив георадар, обнаружили поблизости от кургана с корабельным погребением останки нескольких длинных домов и курганов, что привело их к предположению, что место захоронения было частью кладбища эпохи викингов. «Погребальный корабль не существует изолированно, а является частью кладбища, которое явно предназначено для демонстрации силы и влияния», — считает археолог NIKU Ларс Густавсен (Lars Gustavsen).

Следует отметить, что непосредственно к югу от поля, где найдено корабельное погребение, расположен курган Еллхёуген (Jellhaugen), который в наши дни имеет высоту всего 9 метров и размеры около 85 на 70 метров, что делает его вторым по величине курганом в Норвегии после кургана Ракхёуген. Среди местных жителей существовала легенда, что в кургане покоится «король Елл» в своем корабле. Но раскопки Эрлига Йохансена (Erling Johansen) в 1968 и 1969 годах показали, что корабля в кургане нет, но есть два разграбленных погребения, которые относятся к 426–598 и 692–896 годам.

«Проект важен, потому что прошло уже более века с тех пор, как мы раскопали корабельное захоронение, подобное этому, — рассказывает Ян Билл (Jan Bill), хранитель коллекции кораблей викингов в Музее истории культуры Университета Осло. — Благодаря технологиям, которые у нас есть сейчас, и современному оборудованию мы получим прекрасную возможность понять, как делались эти захоронения на кораблях».

Исследователи должны спешить. В январе Ян Билл обнаружил, что деревянные детали пострадали от заражения грибком. Рядом с погребением проходит дренажная канава, которая увеличивает влажность почвы, в сочетании с воздействием воздуха после пробных раскопок 2019 года это может ускорить гниение древесины.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.