25 июля 2021, воскресенье, 13:24
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Колдунья и ее сын

Реплика захоронения в музее Роскильде
Реплика захоронения в музее Роскильде
Roskilde Museum

Исследование ДНК заставило ученых пересмотреть свои взгляды на парное захоронение IX века в Дании. И неожиданно обнаружить сходство между этим погребением и эпизодом одной из исландских родовых саг.

Могила у деревни Гердруп, к северо-востоку от датского города Роскилле (Roskilde), была обнаружена еще в 1981 году. Сейчас находки хранятся в городском музее. Археологи обнаружили скелетные останки мужчины и женщины. Женщина была похоронена в положении лежа на спине, а на ее грудь и ноги были положены тяжелые камни. Обследование костей таза показало, что при жизни она рожала. На поясе у нее был железный нож, а рядом с телом лежала костяная игольница. Рядом с правой ногой женщины находился железный наконечник копья длиной более 35 сантиметров. Тогда это было первым известным науке женским захоронением эпохи викингов, где в качестве погребального инвентаря присутствовало оружие.

Лежавшему параллельно мужчине на момент смерти было 35–40 лет. Его колени были разведены в стороны, а лодыжки пересекались, это позволяет предположить, что его ноги были связаны в лодыжках. Шея мужчины была сломана, вероятно, в результате повешения. Вместе с ним был закопан сильно изношенный железный нож.

Наличие в женском погребении копья навело исследователей на мысли о высоком статусе женщины. Археологи выдвинули гипотезу, что копьем могло символизировать бога Одина, который часто изображался с копьем Гунгнир. А повешенного мужчину сочли рабом, принесенным в жертву, чтобы служить своей госпоже после смерти.

Теперь же было проведено исследование ДНК из обоих скелетов. И оно показало, что погребенные на самом деле были матерью и сыном. Поэтому версия о рабе вряд ли правдоподобна. Обстоятельства смерти этой пары остаются неясными, тем не менее исследователи отметили интригующую параллель в одной из исландских родовых саг. Если допустить, что в Дании происходила аналогичная история, то получается, что «копье» на самом деле было жезлом колдуньи, которую казнили вместе с сыном.

«Сага о людях с Песчаного Берега» (Eyrbyggja saga, существует русский перевод, выполненный А. В. Циммерлингом) описывает события примерно с 870 по 1031 год и посвящена, в основном, взаимоотношениям нескольких родов, живших на полуострове Снайфедльснес на западе Исландии, включая в разной мере кровавые конфликты. Среди персонажей этой саги были женщина по имени Катла и ее сын Одд.

Сага рассказывает, как сын «видного мужа» Торбьёрна Толстого по имени Гуннлауг из-за своей любознательности часто бывал на хуторе на Чаечном Склоне, где жила Гейррид, у которой он перенимал «тайные знания». Сыном Гейррид был скальд Торарин Черный, жену которого звали Ауд. «На хуторе Холм поодаль от Чаечного Склона жила вдова по имени Катла; это была красивая женщина, но в народе ее не любили. Сына Катлы звали Одд; он был высок и силен, болтлив и любитель пошуметь, склонен к клевете и зловреден».

Катла смеялась над Гуннлаугом, говоря, что он ходит на Чаечный Склон ради любовных отношений с пожилой Гейррид. Тот отвечал, что ходит не за этим и что Катла сама не так молода, чтобы попрекать Гейррид старостью. Когда Гунналауг возвращался поздним вечером домой, Катла неоднократно предлагала ему переночевать в ее доме, но он неизменно отказывался.

Однажды вечером Гуннлауг не вернулся домой. «Ночью, когда Торбьёрн выглянул наружу, он нашел своего сына Гуннлауга лежащим перед дверьми; он был не в себе. Затем его внесли в дом и стащили с него одежду; плечи его были сплошь в крови, а мышцы ног сошли с кости. Всю зиму он пролежал в ранах, и о его болезни было множество пересудов». В «Саге о людях с Песчаного берега» это не упоминается, но другой источник — «Книга о Заселении Земли» — сообщает, что в итоге Гуннлауг умер от болезни. Одд распустил слух, что это Гейррид навела на своего ученика порчу. Весной 980 года Торбьёрн обвинил Гейррид в том, «что она ведьма и ночами рыщет по округе и навлекла беду на Гуннлауга». При разбирательстве дела на тинге в итоге нужное количество свидетелей дали клятву в невиновности Гейррид и она была оправдана.

Осенью того же года у Торбьёрна Толстого пропал табун лошадей. Он «послал Одда сына Катлы на юг к окрестностям Лавовой Пустоши. Там жил человек по имени Гильс Ведун; он был провидец и ведовством мог распутывать кражи и прочие дела». На вопрос, угнали коней иноземцы или соседи, Гильс Ведун ответил: «Скажи Торбьёрну в точности так, как я говорю тебе. Я думаю, что лошади его недалеко отошли от своих пастбищ. А людей назвать здесь по именам трудно. И лучше лишиться имущества, чем вызвать большую беду».

Торбьёрн с подсказки Одда сделал несколько умозаключений и пришел к выводу, что это Торарин и люди с Чаечного Склона украли его лошадей. Торбьёрн собрал своих людей, отправился к Торарину и потребовал, чтобы на его хуторе устроили обыск. Торарин отказался, так как достоверность обвинений не была доказана. Тогда Торбьёрн, чтобы добиться обыска, созвал так называемый «суд у дверей» (dúradómr), на который приглашались шесть судей со стороны обвинителя и столько же со стороны ответчика.

В этот момент подошла Гейррид и сказала: «Вдвойне верно то, что говорят про тебя, Торарин: у тебя нрав бабы, а не мужчины, раз ты готов терпеть любой срам от Торбьёрна Толстого. И я не знаю, откуда у меня такой сын». Разозленный Торарин со своими людьми напал на судей и Торбьёрна. В схватке погибли двое работников Торбьёрна и один из людей Торарина. Одд, сын Катлы, не получил ни одной раны, так как мать дала ему темно-коричневую накидку, которую оружие не брало. Схватка завершилась, когда «Ауд, хозяйка дома, велела женщинам разнять их, и они набросили одежду на их оружие». После этого Торбьёрн и его люди поехали прочь.

На месте битвы нашли отрубленную руку. Когда Торарин убедился, что это рука его жены Ауд, он бросился в погоню за Торбьёрном. В новом сражении Торарин убил Торбьёрна. Сын Тобьёрна Халльстейн получил опасную рану, и многие их люди были убиты, лишь Одд сумел уйти целым и невредимым.

Гейррид объявила, что руку Ауд отрубил Одд. По ее словам, это подтверждала и сама Ауд, а также Одд похвалялся своим поступком перед друзьями. Тогда Торарин со своими людьми нагрянул в дом Катлы. Но та, завидев их приближение, велела сыну спокойно сидеть рядом с ней на скамье и ничего не говорить. Вошедший Торарин увидел сидящую Катлу, которая мотает пряжу с челнока. На вопрос, где сын, Катла ответила, что Одд уехал, а то бы он не стал прятаться. Люди Торарина осмотрели дом, но никого не нашли и отправились домой.

Но по дороге один из них догадался, что Катла сумела отвести им глаза и что прялкой был на самом деле Одд. Торарин вернулся. Тогда Катла стала с Оддом в сенях и начала расчесывать ему волосы. Вошедшие увидели, что «Катла стоит и играет со своим козлом, подравнивает ему бороду и хохол и вычесывает лохмы». Они вновь ушли, но, проехав некоторое расстояние, поняли, что под обликом козла скрывался Одд, и снова повернули к дому Катлы.

На этот раз Катла вывела Одда во двор и велела лечь рядом с кучей золы. Торарин и его люди стали искать Одда в доме и во дворе, но увидели лишь лежащего у кучи золы борова. Им снова пришлось возвращаться с пустыми руками. По дороге их встретила Гейррид и, узнав о случившимся, сказала, что теперь поедет к Катле вместе с мужчинами.

Катла успела спрятать Одда в тайном подполе, куда вел люк, скрытый под скамьей. Когда Гейррид вошла в дом, она сразу накинула Катле на голову мешок из тюленьей шкуры, а мужчины ее связали. После этого Гейррид указала, где скрыт вход в подпол, Одда нашли и тоже связали.

Катлу с Оддом отвезли на Выпасную Скалу, где Одда повесили, а Катлу забили камнями. Перед смертью она прокляла своих убийц и призналась: «Теперь уже нет нужды скрывать, что именно я навлекла болезнь на Гуннлауга сына Торбьёрна, с которой начались все эти беды».

Мать и сын, похороненные в Дании, жили примерно на век раньше героев саги. Да и судьба их совпадает не полностью. Сын действительно был повешен, а вот мать не была забита камнями. Камни положили на нее уже после смерти. Тем не менее, это единственная хоть сколько-нибудь схожая ситуация, известная в той же культуре.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астронавты астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы малярия мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика табак такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.