22 апреля 2021, четверг, 19:52
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Это мог нарисовать только сумасшедший!» Кем сделана подпись на картине Мунка?

Надпись на картине
Надпись на картине
Nasjonalmuseet/Børre Høstland

Эксперты Национальной галереи Норвегии полагают, что им удалось поставить точку в спорах о том, кто сделал надпись «Это мог нарисовать только сумасшедший!» на картине Эдварда Мунка «Крик». После детального анализа особенностей почерка они согласились с версией, что это написал сам художник.

В 1893–1910 годах Мунк создал четыре версии своей знаменитой картины. Две из них написаны маслом, две — пастелью. В 1893 году была написана первая пара работ — предварительный вариант пастелью (хранится в Музее Мунка в Осло) и картина маслом (Национальная галерея в Осло). Еще одна работа пастелью, написанная в 1895 году, была куплена на аукционе в 2012 году финансистом Леоном Блэком за 119,9 млн долларов, что стало рекордной ценой произведения искусства на тот момент. Работа, выполненная маслом в 1910 году, тоже находится в Музее Мунка. Есть также несколько отпечатков гравюры с литографского камня, сделанного Мунком в 1895 году.

Когда работа 1893 года выставлялась в 1904 году в Копенгагене, датский искусствовед заметил на ней сделанную карандашом надпись: «Kan kun være malet af en gal Mand!» Он решил, что это один из посетителей выставки выразил свое впечатление от картины (до того, как в первой половине XX века в Норвегии прошло несколько орфографических реформ, на письме норвежский язык букмол практически не отличался от датского). Позднее искусствоведы предположили, что автором надписи был Мунк, но еще в 2008 году эта версия разделялась далеко не всеми исследователями.

Работники Национальной галереи воспользовались закрытием ее на время ремонта, чтобы реставрировать и подробно исследовать картину. Исследование под микроскопом подтвердило, что карандашные линии были написаны поверх высохшей краски после того, как картина была закончена, но надпись потускнела, и ее стало трудно прочесть. Однако углерод из карандашного графита ярко выделяется на фоне краски, когда его фотографируют в инфракрасном диапазоне, что сделало возможным детальный анализ почерка. И этот анализ не оставил сомнений, что автор надписи — Мунк.

Исследователи сфотографировали картину в инфракрасном диапазоне

Исследователи полагают, что художник написал это примерно через два года после создания картины. Тогда «Крик», уже показанный в нескольких других странах, впервые был продемонстрирован норвежской публике на выставке в Студенческой ассоциации Кристиании в октябре 1895 года. Работа вызвала множество критических откликов. По словам одного искусствоведа, «Крик» показал, что Мунк не был «серьезным человеком с нормальным мозгом». Студент-медик Йохан Шарффенберг поставил художнику психиатрический диагноз на основании картины «Автопортрет с сигаретой». Эдвард Мунк обеспокоенно следил за отзывами.

«Мы знаем, что он был очень расстроен, когда критики его работ подвергли сомнению его вменяемость и назвали его картины позором, — говорит куратор Национальной галереи и автор книги о творчестве Мунка Май-Бритт Гуленг (Mai Britt Guleng). — Психические заболевания были болезненной темой для Мунка, так как расстройства психики имелись у его близких родственников». И отец, и сестра Мунка страдали приступами депрессии, а у сестры также была диагностирована шизофрения. По собственному признанию художника, у Мунка не было ни счастливого детства, ни спокойной взрослой жизни. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами, которые сопровождали мою колыбель и с тех пор следовали за мной на протяжении всей моей жизни», — написал он однажды. Из-за запойного  алкоголизма и нескольких нервных срывов Мунк провел полгода в психиатрической клинике в Копенгагене в 1908 году.

Гуленг считает, что надпись на картине была сделана после обсуждения выставки в Христиании, то есть в конце 1895 или начале 1896 года. Что хотел выразить ею Мунк, неясно. Она могла быть ироничным заявлением, спровоцированным всеми критиками, называющими его сумасшедшим, или импульсивной реакцией на его собственные опасения, что эти критики могут быть правы.

Картину «Крик» можно будет вновь увидеть в 2022 году, когда Национальная галерея откроется после ремонта.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.