26 июля 2021, понедельник, 23:32
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике

Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике
Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу «Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике» (перевод Владимира Измайлова).

Оптическая иллюзия развивалась веками и превратилась из естественного феномена в особую сферу искусства. При помощи иллюзий мастера Средневековья создавали знаменитые картины и строили величественные дворцы. Многие художники и дизайнеры пытались разжечь иллюзиями свое воображение, бросали через них вызов своему зрению — и делали невозможное возможным... В наши дни благодаря технологиям и опыту прошлых лет оптическая иллюзия обрела неимоверную популярность. Книга, созданная при участии знаменитого итальянского мастера стритарта Тони Куболиквидо, знакомит с основными принципами создания оптических иллюзий и станет отличным стартом для всех, кто желает приобщиться к этой бесконечно интересной теме.

Предлагаем прочитать фрагмент главы, посвященной истории оптических иллюзий.

 

Истоки

В древности наши предки обнаружили, что палочка как будто сгибается, если наполовину погрузить ее в воду, что если долго смотреть на источник яркого света, то появятся ореолы и что стремительное перемещение объектов заставляет воспринимать их формы размытыми. В те далекие времена люди не могли этого объяснить — и зрительные иллюзии царили только в природе.

Древняя Греция

Только в V столетии до н. э. началось изучение феномена зрительной иллюзии и были предприняты попытки его объяснить. Философы выдвинули две гипотезы. Древнегреческий мудрец Эпихарм полагал, что человеческие чувства не способны верно внимать и всё в них «вкривь и вкось». Ему приписывают такие слова: «Разум видит и слышит. Всё остальное слепо и глухо». По мысли Эпихарма, даже если разум всё ясно осознает, органы чувств обманывают и преподносят ему зрительную иллюзию. Другой древнегреческий философ, Протагор, придерживался иного мнения: нас обманывает мир, а не наши чувства. Протагор говорил: «Человек не что иное, как множество ощущений».

Споры продолжались. В них вступил еще один философ, страстно увлеченный зрительными иллюзиями, — Платон. Он полагал, что истоки обмана коренятся и в разуме, и в чувствах и что глаза и разум должны действовать совместно, чтобы создать такую иллюзию.

Аристотель, живший в середине IV в. до н. э., утверждал, что Эпихарм и Протагор были и правы, и неправы. По Аристотелю, доверять чувствам можно, но их легко обмануть. Например, в жаркий день у дороги легко увидеть, как поднимаются волны горячего воздуха. Ваши чувства правы — волны есть, и вы их видите. Но если посмотреть сквозь эти волны на дерево, то вам покажется, что и оно колеблется, а это уже не так.

Знания о зрительной иллюзии накапливались, художники начали применять ее в архитектуре и живописи, и появилось множество выдающихся творцов и прекрасных произведений. Самыми прославленными примерами стали архитектура древнегреческого Парфенона и разнообразнейшие средневековые картины, основанные на перспективе и иллюзиях.

 

Парфенон. Афины, Греция
Построен в 447–438 гг. до н. э.

 

Архитектор устранил различие в размерах верха и низа колонн при помощи параллельных выступов: благодаря им казалось, что эти размеры одинаковы.

 

XV в.
Мелоццо да Форли. Фрески в итальянском Лорето
Ракурс построен снизу вверх

 

Пьетро Перуджино. Фреска в Сикстинской капелле
Перспектива

 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Адаптированная линейная перспектива

Средневековье и Новое время

С развитием психологии и физики зрительную иллюзию поняли более глубоко и полно. В XIX в. физиолог и естествоиспытатель Иоганнес Петер Мюллер (1801–1858) и немецкий школьный учитель Иоганн Йозеф Оппель (1815–1894) проводили различные исследования, посвященные восприятию зрительных иллюзий. Их статьи возродили интерес общества к феномену.

 

Иоганнес Петер Мюллер утверждал, что в основе восприятия лежит «специфическая энергия» органов чувств. Он говорил, что ощущение зависит не от стимула, а от конкретных нервов, реагирующих на него: так, любое механическое воздействие на сетчатку и зрительный нерв неизменно производит ощущение световых вспышек. Именно он первым назвал искажения зрительными иллюзиями.

В 1854 г. Иоганн Йозеф Оппель утверждал: если иллюзия обладает свойствами, относимыми к сфере геометрии, то такая иллюзия — геометрически-оптическая. А значит, зрительные иллюзии можно распределить по категориям — на основе сути различий между объектами и результатами перцепции. Например, эти различия могут включать в себя разницу в яркости, цвете, расположении, размере, ориентации и глубине.

Исследования Мюллера и Оппеля сыграли значимую роль в изучении природы зрительных, или оптических, иллюзий.

Геометрически-оптические иллюзии

 

Иллюзия Поггендорфа
Черная и красная линии скрыты серым прямоугольником. Продолжением черной линии кажется не красная, а синяя; причем на второй картинке показано, что это не так. Но нижняя часть линии будто сдвигается.

 

Иллюзия Цёлльнера
Параллельные черные линии, идущие рядами по диагонали, пересекаются короткими повторяющимися отрезками — то горизонтальными, то вертикальными, и создается иллюзия того, что черные линии не параллельны.

 

Полосы Маха
Полосы Маха — оптические иллюзии, наблюдаемые на изображении, состоящем из различных оттенков серого. Человеческий глаз воспринимает две узких серых полосы с разными градиентами яркости на каждой границе. На самом деле их нет — но они видны и усиливают контраст между областями.

Впоследствии Герман фон Гельмгольц (1821–1894), физик из Германии, выдвинул идею когнитивной иллюзии. Он согласился с Протагором: наши предположения о мире — иными словами, те предпосылки, на основе которых мозг и глаза делают неосознанные заключения, — и порождают когнитивную иллюзию. Лучший пример — «иллюзия стены кафе». Черные и белые элементы пересекаются, нарушая параллельность линий, и нам кажется, что линии изгибаются.

 

Герман фон Гельмгольц

 

«Иллюзия стены кафе»: горизонтальные линии параллельны, хотя кажется, что линии между квадратами сходятся под углом.

В 1915 г. иллюстратор Уильям Или Хилл соединил в зарисовке образы молодой женщины и старухи — очередной идеальный пример зрительной иллюзии. Одни видели старуху, другие — молодую даму, и всё из-за различий в индивидуальном восприятии. Если внимательно посмотреть на рисунок, видно, что разные образы искусно слиты воедино.

 

Уильям Или Хилл. Мои жена и теща
Зарисовка в журнале Puck

Подобный принцип построения иллюзии за последние несколько столетий широко распространился во многих областях искусства.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астронавты астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы малярия мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика табак такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.