15 мая 2021, суббота, 11:22
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

11 апреля 2021, 14:00

Эра динозавров. Жизнь в доисторические времена

Издательства «Махаон» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Клэр Гибберт и Рудольфа Фаркаса «Эра динозавров. Жизнь в доисторические времена» (художник Питер Сколдинг, перевод на русский язык Анастасии Амелиной).

Книга о палеонтологии и развитии жизни на Земле адресована подросткам. Задолго до появления человека нашу планету населяло множество необычных существ. Они росли и размножались, ходили по земле, парили в воздухе и плавали в толще океана. Исследуя их окаменелости, мы можем разгадать тайны доисторической жизни — удивительной, завораживающей, а порой и пугающей.

Предлагаем прочитать фрагмент раздела, посвященного древним растениям.

Куксония
Группа: сосудистые растения
Время: середина силурийского — середина девонского периода, 433–393 млн лет назад
Ареал: весь мир
Среда обитания: берега озер и рек
Средняя высота: до 6 см

Куксония — одно из самых известных древних растений; ее ископаемые остатки были обнаружены по всему миру. Палеонтологи считают куксонию переходной формой между мхами и сосудистыми — более сложными по своему строению растениями.

Почетное имя
Куксонии дали имя в честь австралийского палеоботаника Изабель Клифтон Куксон (1893–1973). Она пыталась восстановить историю эволюции растений, изучая их ископаемые остатки.

На окаменелостях куксонии ученые заметили разветвленные стебельки с закрытыми «чашами» — спорангиями, в которых споры хранились до тех пор, пока не были готовы вырваться наружу. Эти стебельки, ширина которых варьировалась от 0,3 до 3 мм, считаются самыми ранними образцами проводящей ткани. Листья куксонии ученые пока не обнаружили. Возможно, они были слишком хрупкими, чтобы сохраниться до наших дней.

В вертикальных стебельках куксонии находилась ткань, которая могла транспортировать воду и питательные вещества к созревающим спорам.

Прототаксит
Царство: предположительно, грибы
Время: конец силурийского — начало каменноугольного периода, 420–350 млн лет назад
Ареал: предположительно, весь мир
Среда обитания: наземная
Средняя высота: до 8 м

В 1859 году была найдена первая окаменелость прототаксита, и ученые долгое время пытались понять, что же это за организм. Его причисляли к деревьям, печеночникам, грибам, водорослям и даже лишайникам!

Слово «прототаксит» означает «первый тис». Своим размером этот организм действительно напоминал дерево: в высоту он достигал 8 м, а ширина его «ствола», на срезе которого даже обнаружили нечто вроде годичных колец, составляла около 1 м. И всё же прототакситы существовали задолго до появления растений с древесными стеблями и, кроме того, не имели проводящих тканей. Скорее всего, это были гигантские грибы, потому что, как и грибы, они получали энергию, разлагая органические вещества.

Как питаются грибы?
У большинства грибов имеется система тонких ветвящихся нитей, которые поглощают питательные вещества из клеток живых организмов и отмерших останков. Хоть по высоте ныне существующие грибы и не сравнятся с прототакситом, их системы нитей просто огромны и порой распространяются более чем на 6 км.

В конце силурийского — начале каменноугольного периода прототакситы были самыми крупными организмами на суше.

Астероксилон
Отдел: плауновидные
Время: начало девонского периода, 410 млн лет назад
Ареал: Шотландия
Среда обитания: болота
Средняя высота: 40 см

Астероксилон был одним из первых плаунов. Эти простые вечнозеленые растения называют земляными соснами, и не случайно. Из-за своих чешуйчатых стеблей плауны выглядят как небольшие хвойные деревья.

Быстрое окаменение
Остатки астероксилона были обнаружены в горной породе «райниевы черты» в Шотландии. На этой территории были термальные источники. Вода, содержавшая минеральные соли, быстро покрывала сушу, соли затвердевали, и наземные организмы застывали, почти не разложившись.

У астероксилона, как и у других плауновидных, имелись особые почкообразные колоски — спорангии. В них развивались споры, которые позже выпадали и прорастали. У самой земли горизонтально располагалось ветвящееся корневище, от которого отделялись вертикальные стебли. Слово «астероксилон» переводится как «звездообразная ксилема». Такое название растение получило из-за того, что его ксилема, то есть ткань, которая отвечала за транспортировку воды, в поперечном разрезе имела форму звезды.

Ногохвостки, одни из первых насекомых, обитали на Земле в то же время, что и астероксилон. Темные особи на картинке — это взрослые насекомые, а светлые — их личинки.

Маршанция
Отдел: печеночные мхи
Время: середина девонского периода, 385 млн лет назад
Ареал: весь мир
Среда обитания: болота
Средняя длина: до 10 см

Печеночники — это растения с самым простым строением. Некоторые из них отличаются лентообразной формой и напоминают ламинарии, но большинство имеет обычные листья. К моменту появления маршанции печеночники существовали на Земле уже десятки миллионов лет.

Маршанция размножалась благодаря слиянию мужских и женских половых клеток. Мужские созревали на образованиях, похожих на приплюснутые цветы, а женские — на подставке, по форме напоминающей звезду с лучиками-отростками. Вероятно, мужские клетки переносились к женским вместе с каплями дождя. Также возможно, что растение разбрызгивало жидкость с мужскими клетками; некоторые печеночники размножаются подобным образом в наше время.

Умные корзинки
У маршанции был и другой интересный способ размножения. В крохотных корзиночках, расположенных на ее «листьях», находились яйцевидные отростки — почки. Капли дождя могли оторвать их от корзинок и унести на целый метр от материнского растения. В том месте, куда приземлялась такая почка, вырастала новая маршанция.

Крупные зеленые «листья» маршанции впитывали воду из почвы и поглощали солнечный свет.

Ваттиза
Класс: кладоксилеевые
Время: середина девонского периода, 385 млн лет назад
Ареал: Северная Америка
Среда обитания: территории с влажными почвами
Средняя высота: от 8 м

Археологи обнаружили целые леса ваттизы в США, в штате Нью-Йорк. Это примитивное растение, которое иногда называют первым деревом, своим строением напоминало папоротники и хвощи.

Загадка ваттизы
Окаменелые стволы ваттизы впервые обнаружили рабочие американской каменоломни еще в 1870 году. Долгое время ученые не представляли, как растение выглядело целиком, и только в 2005 году были найдены остатки его кроны.

Ваттиза тоже размножалась спорами, а не семенами. Ее крона, напоминавшая крону древовидного папоротника, состояла из ветвей с вайями. На стволе, похожем на ствол пальмы, были «рубцы» — следы отломившихся ветвей. Благодаря лесам ваттизы, выделявшим большое количество кислорода, сложились необходимые условия для того, чтобы фауна на Земле стала разнообразнее. Именно в девонский период на сушу вышли первые четвероногие животные.

Благодаря своей высоте ваттиза поглощала больше солнечного света, чем другие растения.