14 октября 2019, понедельник, 23:22

04 ноября 2004, 18:18

Земле угрожают «межзвездные скитальцы»

Через три месяца стартует один из самых амбициозных космических проектов NASA, именуемый Deep Impact («Столкновение с бездной»). В свое время Голливуд выпустил фильм с таким же названием. Его сюжет не отличался замысловатостью – к Земле летит опаснейшая комета, грозящая уничтожить чуть ли не все человечество. Американцы вместе с русскими пытаются ядерными зарядами уничтожить космического агрессора. Но взрыв ничего не дал, и президент США объявляет о плане Б. Миллион человек можно спрятать в специально оборудованных убежищах, вырубленных в горах. Все остальные погибнут…

Научный проект, оказавшийся тезкой фильма, в чем-то напоминает киноленту и по сюжету, и по масштабам. 30 декабря этого года с Земли стартует космический аппарат Deep Impact. В начале июля 2005 года он атакует комету Tempel-1. Со скоростью 36 тыс. километров в час  медный снаряд весом в полтонны врежется в ядро кометы.

В результате удара на поверхности кометы должен образоваться огромный кратер, будут выброшены наружу тонны кометного вещества. Этот эксперимент должен дать ученым новые данные о внутренностях кометы, что в будущем поможет в борьбе с космическими объектами, которые потенциально могут столкнуться с нашей планетой. Комета Tempel-1, сама по себе, не угрожает Земле. Но, согласно заявлениям NASA, её тайны могут обеспечить нас информацией о действительно угрожающих космических скалах.

Мы попросили прокомментировать этот проект ведущего сотрудника Института астрономии РАН, доктора физико-математических наук Александра Багрова. Интервью взял Григорий Тарасевич.

Что, на ваш взгляд, может дать проект Deep Impact в изучении космоса?

Эта программа имеет чисто фундаментальное значение. Ее цель – изучить вещество кометных ядер, причем исходя из предположения, что оно состоит исключительно из смерзшихся газов и пыли. О том, что из распавшихся кометных ядер происходят метеоры и, скорее всего, метеориты, перестают говорить, едва заходит речь о самих кометах.
На мой взгляд, миссия была бы намного более значимой, если бы она ставила целью изучить возможное метеоритное вещество в кометном ядре. Но этого нет (уж очень сложна задача!), и результаты Deep Impact в минимальной степени отразятся на положении дел в проблеме астероидной опасности.

А насколько реальна эта астероидная опасность?

Реальность столкновения, причем катастрофического, с межзвездным скитальцем доказывается случившимся 4,5 миллиарда лет назад разрушением от подобного удара планеты Фаэтон, бывшей тогда между Марсом и Юпитером.

Фрагменты Фаэтона до сих пор наблюдаются как астероиды Главного пояса и временами выпадают на Землю как метеориты. По моим оценкам, «скиталец» километрового размера каждые 10-100 лет проходит через Солнечную систему не далее 1 миллиарда километров от Солнца.
Тела меньшего размера должны появляться чаще, и их можно было бы обнаружить при специальных наблюдениях, но для постановки их нужны люди и деньги, а положение в науке для таких исследований пока неблагоприятно.

Группа астрономов нашего института уже почти 10 лет в инициативном порядке изучает крупные тела в метеорных потоках. Это - реальный источник «астероидной опасности». Есть предположение, что Тунгусский метеорит 1908 г. принадлежал потоку Бета-Таурид, порожденного распадом кометы Энке. В других потоках нашей группой обнаружено три десятка тел подобного сорта, в том числе и 200-метровое тело (примерно в 100 раз более массивное, чем Тунгусское) в потоке Каприкорниды.

В свете разрабатываемой мной космогонической гипотезы, наибольшую «астероидную опасность» для Земли представляют «межзвездные скитальцы» - потерянные другими звездами планетки и кометные ядра. За миллионы лет, необходимые для путешествия от одной звезды к другой, эти «скитальцы» утрачивают летучую компоненту из своих наружных слоев.

Покрытые толстой коркой пористой пыли, такие скитальцы отражают свет хуже, чем уголь, и настолько мало прогреваются солнечными лучами, что даже не проявляют кометных свойств при пролете вблизи Солнца. Такие «межзвездные скитальцы» в нашем небе будут иметь вид очень темного и очень быстро перемещающегося астероида.

Миллиард километров (радиус орбиты Юпитера) они пролетят за 3,5 месяца. Ни одна из действующих систем обнаружения астероидов не способна и их обнаруживать, тем более, что из-за малой яркости километровый «скиталец» может быть замечен лишь в противоположном от Солнца направлении (наиболее удачное освещение) и лишь на расстоянии несколько десятком миллионов километров.

В прессе постоянно появляются сообщения, дескать, летит к Земле гигантский астероид, который разнесет к черту всю нашу цивилизацию. В действительности - насколько сложно просчитать «поведение» того или иного космического объекта?

Действующие системы «наблюдения и выявления опасных объектов» на самом деле заняты каталогизацией малых тел Солнечной системы, пребывающих в Главном поясе астероидов.
Эти объекты находятся на своих орбитах уже четыре с половиной миллиарда лет, и вряд ли они имеют шансы столкнуться с большой планетой, - этому постоянно мешают гравитационные воздействия самих планет, которые создают вокруг себя пустое от астероидов пространство (люки).

Те астероиды, орбиты которых «пересекают» орбиту Земли, на самом деле только «заходят» за нее, а точки пересечения их орбит с плоскостью орбиты Земли никогда с ней не совпадают.
Существующие оценки возможного времени столкновения астероидов с Землей настолько неопределенны, что даже астрономы относятся к ним осторожно. Пресса - не в счет, она готова напечатать любую чушь, если материал имеет аромат сенсации.

Как бы ни была легендарно хороша «астрономическая точность», наши траекторные измерения не позволяют составить точного прогноза движений космических тел.

В свое время даже для проведения миссий к комете Галлея потребовалось сначала полгода кропотливых астрономических наблюдений для уточнения ее орбиты (самой точной, между прочим, поскольку наблюдается эта комета дольше всех!), а потом еще более точных измерений с борта КА «Вега-1». Сами подумайте, в разряд «опасных» сближений относятся все, по которым астероид пройдет ближе 15 млн. км от Земли, имеющей размер в 1000 раз меньше! Это - из-за низкой точности реального прогноза.

Повышение точности можно получить за счет одновременного наблюдения из двух удаленных друг от друга обсерваторий. Скудность финансирования не позволяет пока решить эту задачу.

Как относятся к космической угрозе государственные  структуры в России и на Западе?

Проблема астероидной опасности всеми воспринимается как серьезная, но в рейтинге подобных проблем стоит на одном из последних мест. Это означает, что на некоторые астрономические (и, возможно, военные) исследования под флагом разработки мер по предотвращению астероидной опасности за рубежом выделяются какие-то средства.
Насколько мне известно, в нашей стране эта тематика тоже признана актуальной, и даже некоторые деньги выделены по линии Миннауки и Роскосмоса на предварительные исследования. Но опять-таки - денег немного, и о результатах этих исследований нечего сказать даже прессе.

Допустим, астрономы все-таки обнаружили объект, который реально угрожает Земле. Сколько времени останется для того, что бы принять какие-либо меры?

С помощью телескопа диаметром 60--100 см («малого» для профессиональных астрономов, но совершенно недоступного для любителей) мы можем обнаружить 10-метровое тело в метеорном потоке на расстоянии 3-5 млн. км от Земли. Со скоростью 50 км/с оно долетит до Земли за сутки, при меньшей скорости – за несколько суток.

Для того, чтобы осуществить ракетный перехват, нужна точность прогноза движения тела для любого момента времени в те же единицы метров (иначе ракета пролетит мимо!), а момент прогноза столкновения ракеты с телом должен быть обеспечен с точностью 0,0001 сек!

Если учесть, что скорости наших ракет таковы, что даже путь до Луны занимает трое суток, то проблема для принятия активных мер против столкновения очень далека от разрешения.

19:28 «Новая газета»: Рамзан Кадыров проводит «зачистку ближайшего круга»