С телеэкранов россиян поздравил Геннадий Зюганов. В утренних блоках политической рекламы в четверг кандидат в президенты напомнил, что КПРФ в этом году исполнилось 15 лет. 13-14 февраля 1993 года прошел второй чрезвычайный съезд коммунистов, на котором в России была восстановлена компартия.
Геннадий Зюганов отчитался об успехах, не забыв сказать, что только в этом году в КПРФ вступили 70 тысяч активных молодых людей. Неизвестно, правда, до какого возраста коммунист считается молодым: даже на самом массовом московском шествии в честь 90-летия Октября демонстранты не выглядели особенно молодым.
Интересно, что в своем обращении Зюганов апеллировал к образу Стаханова, Гагарина и Королева (полжизни отсидевшего в советских лагерях). В современной риторике главы коммунистической партии совсем не осталось ни Маркса, ни Ленина, где-то потерялся интернационализм и классовая борьба. Зато на митингах все чаще поминают Сталина, который, с одной стороны, не очень-то вяжется с "партией Королева", а с другой - есть такое мнение, что будь Сталин жив, изрядной части современных коммунистов пришлось бы туго.
Несмотря на критику "антинародного режима", коммунисты прекрасно чувствуют себя в парламенте, давно с режимом свыклись и не мыслят себя вне уже сложившейся политической системы.
Необратимые изменения произошли в идеологии партии, называющей себя коммунистической. Еще в 90-е КПРФ во всеуслышание, официальным заявлением признало рыночную экономику. С какой целью был сделан этот, казалось бы, бессмысленный и даже вредный для коммунистов шаг, стало ясно позже, когда по спискам КПРФ в Госдуму пошли мелкие и крупные олигархи, коммунисты сотрудничали с руководством ЮКОСа.
Сейчас компартия говорит в своей программе о поддержке малого и среднего бизнеса, несмотря на то, что основным идеологическим посылом коммунистов всегда являлся тезис о классовой борьбе и лютой ненависти к "буржуазии".
Недаром Зюганов не вспоминает в своих речах Ленина. Владимир Ильич весьма странно смотрелся бы в одной кампании с монархическими лозунгами КПРФ о "православии" и "народности". Да и заявление Зюганова о том, что Иисус Христос был первым коммунистом, надо полагать, удивила бы основателя советского государства, который в Бога не верил.
Впрочем, для современной КПРФ идеи отцов-основателей марксистского учения давно не являются базовыми. Партия активно работает как на религиозной, так и на национальной почве. Коммунисты обсуждают на пленуме "русский вопрос", заигрывают с националистами - от Баркашова до основателя ДПНИ Поткина (Белова).
Конечно, ничего удивительного в трансформации, случившейся за последние 15 лет, нет - всем хочется жить. Если в стране есть запрос на умеренно правую идею - можно отбросить "устаревшие" интернационализм и социализм, говорить о национализме и рынке. Если в стране растет число верующих, имеет смысл вспомнить о православии. Возможно, партии пора поменять название, чтобы не вводить людей в заблуждение.