Сегодня отечественным парламентариям предстоит рассматривать законопроект о пенсионной реформе. Стоит отметить, что и без того непростая пенсионная тема на этой неделе получила неожиданный поворот, который стал поводом для обсуждения стиля и эффективности деятельности нынешнего правительства.
Вот как представляется ситуация политологу Сергею Роганову: «Неожиданность развязки как раз заключается в том, что ответственность за непопулярные решения правительства взял на себя президент Владимир Путин. Он поддержал законопроект. Притом что, казалось бы, именно премьер-министр, чьей креатурой, кстати, является Ольга Голодец, должен нести ответственность за действия своего кабинета.
Пока президент подробно и четко разъясняет и необходимость отсрочки вступления в силу закона, и что, и в каком порядке должно сделать правительство, Дмитрий Медведев готовится к визиту в Хельсинки. И рассказывает финским журналистам о длительности своей дружбы с Владимиром Путиным. А заодно, ссылаясь на Конституцию, делающей внешнюю политику прерогативой президента, рассказывает, что сейчас, как глава правительства, он больше сосредоточен на решении «внутренних проблем», подписывая в день не менее 100 документов. И что «без актов правительства многие решения не обходятся».
Однако история с пенсионным законопроектом свидетельствует об обратном. И в этой ситуации не совсем понятно, нужно ли Путину такое правительство, которое или не хочет, или не готово на деле заниматься решением тех самых «внутренних проблем»? Является ли оно в принципе профпригодным?»
Вывод о том, что российское правительство не смогло справиться с разработкой новой пенсионной реформы, можно сделать по итогам совещания в Ново-Огареве, которое в среду провел Владимир Путин, где главе государства и самому пришлось принимать основные решения.
Примечательно, что в эти дни кабинет министров по поручению президента должен был представить согласованную стратегию будущей реформы, однако этого так и не было сделано. «…Еще в сентябре нынешнего года правительству Дмитрия Медведева президент Путин дал поручение, вернее, четкое указание - продумать варианты сокращения накопительной части пенсий с 6 до 2% уже в этом году, для того, чтобы новая система начала действовать со следующего года.
Однако, по всей видимости, «тусовочно-дискуссионный режим» работы правительства не позволил его членам ни принять единую точку зрения, ни выработать соответствующие рекомендации, которые могли бы удовлетворить, как президента, так и пенсионеров: воз, что называется, и ныне там, несмотря на вышедшие сроки исполнения поручения», - отмечает в своей публикации «Правительство ответственно – или безответственно?» глава «Центра политической информации» Алексей Мухин.
«Инфантильность, трудно отличимая от безответственности, была нехарактерна для правительства Путина - и сравнение нынешнего кабинета с предыдущим члены кабинета Медведева, похоже, не выдерживают, - считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – «Ведь прямая обязанность правительства - именно подготовка решения, проработка его аспектов и принятие ответственность за свои действия. Подмена управления нескончаемыми дискуссиями может привести к катастрофическим последствиям даже в периоды устойчивого процветания, а уж во время глобальной экономической нестабильности и вовсе категорически неприемлема».
Теперь президент назначил правительству новый срок – до конца первого полугодия будущего года – к которому кабмину надлежит представить доработанную пенсионную формулу. Кроме того из-за медлительности правительства президенту пришлось перенести и сроки начала реформы. Если раньше предполагалось, что законодательные изменения вступят в силу уже 1 января 2013 года, то на совещании президент предложил, чтобы изменения начали работать с 2014 года. При этом по заявлению Владимира Путина вовсе отказываться от накопительного компонента пенсии не стоит. «Считаю, будет правильным, не лишать их (граждан – ред.) этой возможности, а сохранить ее и после 1 января 2014 года. Кто хочет остаться в этой системе добровольно, могут остаться. Мы должны предоставить гражданам право выбора. Да и для рынка это будет неплохим сигналом», - заявил президент.
Итак, как отмечают политологи, фактически президенту пришлось взять на себя всю ответственность за решения, которые должны были разработать и принять в правительстве. «Не стоит потом удивляться, что, когда в очередной раз будет подниматься проблема эффективности управления, могут возникнуть и вполне определенные вопросы к такому «безответственному» кабинету министров», - рассуждает Алексей Мухин.
Нерешительность правительства в итоге может привести к тому, что в обществе грядущие изменения в пенсионной системе будет восприниматься негативно. «Ведомства каждый раз предлагают новые варианты. В данной дискуссии не все понятно: куда, как двигаемся, главное – каков результат. Поэтому отношение граждан к предмету обсуждения до конца не сформировано. Неизвестное всегда воспринимается негативно», - отмечает гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров.
«Такую нерешительность Медведева можно объяснить вполне прозаически: глава правительства планирует перенести всю полноту ответственности за принимаемое решение на президента РФ, сознательно или нет провоцируя его на резкие понуждающие действия в адрес исполнительной вертикали», - анализирует Мухин.
Политологи обращают внимание и на то, что западные правительства априори считают принятие решений, даже жестких, своей обязанностью: «В Европе, скажем, принята ответственная модель управления. Политика «затягивания поясов» в Греции, Испании, непопулярные решения кабинета Монти в Италии – везде сделанные шаги и принятые меры персонифицируются с кабинетами министров и их главами. На мой взгляд, происходит это потому, что государственные деятели по-настоящему уверены в верности своей политики, и это дает им моральное право брать на себя ответственность. Даже несмотря на протестные демонстрации. При этом нередко получается, что решение, даже вызвавшее протест, в итоге, со временем, оказывается единственно верным», - анализирует политолог Михаил Тульский.
Вместе с тем, планирующиеся изменения, предложенные Владимиром Путиным, по мнению экспертов, могут действительно оздоровить отечественную пенсионную систему. Бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин – едва ли не самая профессиональная фигура в отечественной экономике, считает, что решения президента РФ по пенсионной системе - это разумный компромисс, позволяющий сохранить половину накопительной части пенсий: "... Мне кажется, в результате мы почти на 40-50 процентов сохраним накопительную часть."
«Сокращение накопительной части – это возврат к солидарной системе, которая есть во всех странах, где значительная доля пожилого населения и низкая рождаемость», - констатирует замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
«Я не знаю, насколько решение о сокращении накопительной части пенсии непопулярное. Ведь оно не означает, что сократится сама пенсия. Она еще может даже повыситься. Так что отказ от чилийской модели пенсионной системы, за которую ратовали наши ультра-либералы, может еще и сделать пенсионную систему более справедливой. Пусть даже будет уравниловка. Но ведь пенсия назначается не в зависимости от умения гражданина распоряжаться деньгами, а по праву на жизнь», - рассуждает вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев.
Стоит отметить, что на самом деле затягивать с решениями в пенсионной сфере объективно уже было нельзя. Проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда стоит уже не первый год. «Снижение накопительной части пенсии – это прямой путь краткосрочного решения дефицита Пенсионного фонда. Потому что в текущий момент этот дефицит напрямую гасится из бюджета, а это ненормально», - уверен гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян.