18 июня 2019, вторник, 01:36

Микробиологи взломали «внутренние часы» вируса гриппа

Модель ортомиксовируса гриппа

После проникновения в клетку живого организма грипп, как и любой другой вирус, должен как можно быстрее размножиться и заразить соседние клетки, чтобы иметь достаточно сил для поиска следующей жертвы. Поэтому он встраивает собственную РНК в геном клетки хозяина и начинает производить свои копии. Но, как известно, любое действие вызывает противодействие. При заражении вирусом в клетке активируются механизмы защиты, которые посылают тревожные сигналы и вызывают иммунный ответ организма. Системы внутреннего клеточного контроля находят нарушителя и уничтожают его вместе с поражённой клеткой.

Учёные предположили, что вирус должен иметь механизм, который позволяет ему отслеживать, сколько времени осталось на то, чтобы сполна задействовать ресурсы клетки и покинуть её до вмешательства иммунитета. Ведь если действовать слишком быстро, он не сможет создать достаточного числа копий, а промедление означает встречу с Т-киллерами – клетками-убийцами иммунной системы.

При помощи NEP белка вирус отслеживает, сколько времени осталось на то, чтобы сполна задействовать ресурсы клетки и покинуть её до вмешательства иммунитета.

«Мы знали, что у вируса есть около восьми часов, чтобы распространиться на другие клетки, до того как будет запущена противовирусная сигнализация, и около двух суток непрерывной активности, чтобы заразить достаточное количество клеток и перейти к другому человеку, - говорит руководитель исследований доктор Бенджамин Теноэвер. - Мы задались целью найти внутренние часы гриппа, демонтировав которые, можно было бы предотвратить его распространение».

Исследования, опубликованные в журнале Cell Reports, показали, что во время своей активной деятельности вирус медленно накапливает особый белок NEP (Nuclear export protein), который необходим ему для выхода из клетки. Учёные стали манипулировать концентрацией этого белка и обнаружили, что если он накапливается очень быстро, вирус покидает клетку гораздо раньше, чем обычно. Обратный процесс, в ходе которого производство NEP затягивалось, приводил к тому, что вирус оставался на месте до реакции иммунной системы и погибал.

Новый тип препаратов сможет нарушать «внутренний будильник» гриппа, не допуская распространения вируса по организму.

В будущем открытие американских учёных может способствовать созданию нового типа лекарственных препаратов, которые будут нарушать «внутренний будильник» гриппа, не допуская его распространения по организму. Также могут появиться новые способы вакцинации. Сегодня в мире применяют два основных вида вакцин: одна содержит мёртвый вирус, другая – его ослабленную форму. Второй вариант считается более эффективным, но связан с повышенным риском, поэтому имеет ряд противопоказаний. Если поменять ослабленный штамм на вирус со «сломанными часами», безопасность и эффективность такой вакцины существенно увеличится, считают учёные.