6 августа 2021, пятница, 02:33
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Астрономам удалось найти еще один тройной квазар

60′′ around the triplet QQQ J1519+0627 as imaged in z–band at the Calar Alto Observatory. Blue diamonds are the three QSOs.
arxiv.org/pdf/1302.0849v1.pdf

После долгих поисков международная группа исследователей, возглавляемая Эмануэлем Фариной из Университета Инсубрии (Италия), нашла в небе редчайший тройной квазар.

Квазары – сверхъяркие космические объекты, древние галактики с мощно светящимися ядрами, свет которых доходит до нас после путешествия во многие миллиарды лет. О тех временах зарождающейся Вселенной астрофизикам известно очень немного, и считается удачей найти две такие взаимодействующие между собой галактики, потому что по их характеристикам можно сказать хоть что-то об эволюции раннего космоса. Намного больше можно узнать, наблюдая их триплет, правда, шансы на то, чтобы их обнаружить случайно, ничтожны: один на миллиард.

В 2007-м году впервые тройка квазаров QQQ J1432-0106 была обнаружена  американско-шведской группой Джорджа Джорговски – тогда, после долгих поисков и проверок, они доказали наличие третьего участника группы у двойного квазара, найденного еще в 1989-м году.

Команда Фарины искала тройной квазар в базе проекта Sloan Digital Sky Survey, сравнивая эти данные с наблюдениями сразу нескольких крупных телескопов. В конце концов они отобрали 13 кандидатов и остановились на тройной системе QQQ J1519+0627 (от нас на расстоянии 9,39 миллиардов световых лет). Тщательный анализ показал отсутствие какой-либо гравитационной линзы (скопления масс, искривляющего движение световых лучей) между квазарами и Землей.

Это три гигантских галактики, взаимодействующих между собой, но в момент наблюдения разбросанных в круге с угловым радиусом в одну минуту дуги – так выглядела бы десятирублевая монета с расстояния в 80 метров, правда, реальный разброс между квазарами оценивается исследователями примерно в 200 килопарсеков. Два объекта расположены близко друг от друга и, скорее всего, готовятся к столкновению, а третий - чуть подальше и, как считают исследователи, не оказывает на эту пару гравитационного влияния. Особенно триплет заинтриговал тем, что рядом не наблюдается, как обычно, других галактик. Именно поэтому астрономы думают, что им повезло наткнуться на едва зарождающуюся структуру галактик, возможно, - крупнейшую из известных.