14 декабря 2019, суббота, 00:54

Уточнен возраст самой старой звезды Галактики

"Южный крест", 2013 год, фрагмент / lusiusmalfoy.deviantart.com

Группе астрономов из Университета штата Пенсильвания, работающих с космическим телескопом «Хаббл», удалось разгадать загадку самой старой звезды Млечного Пути. Ее возраст до сих пор оценивался запредельно высоко: получалось, что она старше самой Вселенной. Статья об этом появилась в мартовском номере журнала Astrophysical Journal Letters.

Звезда HD 140283 известна уже более ста лет. Она находится в созвездии Весов на относительно небольшом расстоянии от Земли – 190,1 световых лет - и с самого начала  привлекла к себе внимание астрономов необыкновенно высокой скоростью движения. Она мчится со скоростью около 360 км/сек и за время наблюдений прошла на небосклоне путь, примерно равный радиусу полной Луны.

Умопомрачительную скорость и удлиненную траекторию звезда приобрела во время гравитационных катаклизмов, сопровождавших поглощение Млечным Путем более древней карликовой галактики

Старейшина Млечного пути прибыла сюда из звездного гало, окружающего галактический диск. По расчетам, она когда-нибудь пронзит диск, а потом, благодаря известному в астрономии «эффекту рогатки», полетит обратно и, в конечном счете, вернется в родное гало.

Считается, что умопомрачительную скорость и удлиненную траекторию звезда приобрела во время гравитационных катаклизмов, сопровождавших поглощение Млечным Путем более древней карликовой галактики (случившееся примерно 12 миллиардов лет тому назад), откуда она, по-видимому, и была родом. А поскольку звезды, наполняющие галактическое гало, значительно старше тех, что, подобно Солнцу, сформировались уже внутри диска, возраст у сверхбыстрой звезды должен быть очень солидным.

В 50-х годах прошлого века ученые решили измерить в этой звезде содержание «железа», то есть элементов тяжелее гелия. Это помогло бы оценить ее возраст, поскольку по существующей теории в первых звездах «железа» не должно быть вообще. Периодическая таблица Менделеева во Вселенной пополнялась в сторону увеличения атомного номера пошагово – от одного звездного поколения к другому. Выяснилось, что содержание железа у HD 140283 в 250 раз меньше, чем у Солнца, так что она была не просто старой, а очень и очень старой.

Проблемы с оценкой ее возраста начались, когда в 1989-м году был запущен сверхточный по тогдашним меркам европейский спутник Hipparcos, способный определять расстояние до звезд. Зная расстояние, можно было определить истинную светимость звезды, а на основе светимости - возраст. Цифра получилась более чем солидная – 20 миллиардов лет плюс-минус два миллиарда. Особенно если учесть, что со дня Большого Взрыва прошло 13,8 миллиардов лет.

Определение расстояния до звезды ведется старым дедовским методом – с помощью углового параллакса. Смотришь на звезду с двух разных точек, определяешь углы, под которыми ее видишь, а затем, зная основание треугольника и прилежащие к этому основанию углы, определяешь его высоту, то есть искомое расстояние. Однако, по сравнению с нынешней техникой «сверхзоркий» Hipparcos можно назвать инвалидом по зрению. Космический телескоп «Хаббл» может те же измерения проводить как минимум в пять раз точнее. К тому же химический состав звезды, согласно недавним исследованиям, не прямо свидетельствует об ее возрасте. Например, водород не просто сжигается в ходе реакции термоядерного синтеза, но вдобавок и активно уходит к ядру, обедняя звездную оболочку: звезда кажется стороннему наблюдателю старше, чем есть на самом деле.

Уточненный возраст звезды – 14,5 миллиардов лет плюс-минус восемьсот миллионов. С учетом погрешностей есть пересечение с реальным возрастом Вселенной.

Получив данные «Хаббла» и обработав их с учетом вышеуказанных сложностей, исследователи получили уточненный возраст звезды-Мафусаила – 14,5 миллиардов лет плюс-минус восемьсот миллионов. То есть тоже много, но, по крайней мере, с учетом погрешностей, есть пересечение с реальным возрастом Вселенной. Если эти цифры верны, звезда могла родиться спустя 100 миллионов лет после Большого Взрыва.

Как считает Говард Бонд, возглавляющий исследование, HD 140283 должна быть еще моложе. С ее химическим составом пока не все понятно – измеренное отношение кислорода к «железу» оказалось выше предсказанного, а это еще больше должно уменьшить ее возраст, ведь получается, что она формировалась, когда Вселенная уже насытилась кислородом.