17 июня 2019, понедельник, 06:10

Тунцы оказались близкими родственниками морских коньков

Patrick Lynch

Биологи из Великобритании и США с помощью молекулярных методов проанализировали группу костистых рыб под названием Acanthomorpha, чтобы выяснить, насколько разные эволюционные линии близки друг к другу. Результаты работы, подчас неожиданные, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Акантоморфы возникли около 140 млн лет назад, эта большая группа объединяет порядка 18 000 видов – примерно треть всех видов позвоночных. К ним относятся окунеобразные,  иглобрюхообразные, камбалообразные, удильщикообразные и другие отряды костистых рыб. Чтобы выяснить родственные взаимосвязи в столь обширной группе, ученые проанализировали 10 генов с определенными мутациями у 520 видов, а также привлекли к сравнительному анализу 37 ископаемых рыб известного возраста.

Выяснилось, например, что линии, к которым принадлежат тунцы и морские коньки, на удивление близки, хотя принадлежат они к разным отрядам. А вот с меч-рыбами тунцы не очень близкие родственники, хоть и входят в один отряд окунеобразных, так что придется систематическое положение меч-рыбы пересмотреть – она неожиданно оказалась ближе к камбалам.

Помимо этого, у некоторых семейств, таких как цихловые и липаровые, выявлены высокие темпы видообразования. Этот эволюционный успех основан на том, что они не привязаны исключительно к коралловым рифам, как полагают многие, а экологически гибки и способны освоить разные местообитания, отмечают ученые.