28 ноября 2020, суббота, 00:10

В окрестностях белого карлика GD 61 обнаружена вода

Астероид и белый карлик GD 61
Mark A. Garlick/University of Warwick/University of Cambridge

Партнер проекта

Ученые из Кембриджа, проанализировав остатки астероида вблизи белого карлика GD 61, пришли к выводу, что он на треть состоял из воды. Это может указывать на наличие жизни за пределами Солнечной системы.

Наличие воды за пределами Солнечной системы представляет большой интерес, потому что является косвенным доказательством существования жизни на других планетах. Ученые из Кембриджа, проанализировав излучение, исходящее от белого карлика GD 61, пришли к выводу, что астероид, поглощенный планетой, состоял на 26% из воды. По словам исследователей, эта находка указывает на то, что строительные элементы обитаемых планет (астероиды, состоящие из воды) когда-то существовали или все еще присутствуют в системе GD 61 и у схожих звезд.

Речь идет об исследовании, результаты которого в пятницу публикует журнал Science.

Белый карлик GD 61 находится на расстоянии 150 световых лет от Земли. Это компактная звезда, масса которой сопоставима с массой Солнца, а диаметр схож с земным. Сильное гравитационное поле белых карликов притягивает к себе окружающие их планеты и астероиды, разрывая их на части.

Команда исследователей под руководством Джея Фарихи из Кембриджа изучила данные, полученные с ультрафиолетового спектрографа, установленного на борту космической обсерватории «Хаббл». Проведя химический анализ излучения, исследователи установили, что обломки астероида, вращающиеся вокруг GD 61, содержат большое количество кислорода. Таким образом, в них было либо около трети воды, либо множество углеродсодержащих соединений. Не обнаружив углерода в составе космического мусора, притянутого GD 61, ученые сделали вывод о наличии на нем воды.

Ученые исходят из теории, что вода на Землю, вероятно, была занесена астероидами. Таким образом, и остатки астероида у белого карлика GD 61 могли доставить воду на другие планеты, сделав их пригодными для жизни, подобно Земле.

Исследователи утверждают, что они впервые обнаружили воду на планетах за пределами Солнечной системы. По мнению астрономов, система белого карлика GD 61 в свое время была очень похожа на Солнечную. Она включала в себя планеты земной группы и газовые гиганты. Исследователи продолжат изучение GD 61 для доказательства своей гипотезы.

Если это действительно так, то GD 61 можно будет рассматривать как далекое (спустя шесть миллиардов лет) будущее нашей Солнечной системы.