30 октября 2020, пятница, 11:29
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Структура натрий-калиевого насоса поможет понять механизм неврологических расстройств

Схема действия натрий-калиевого насоса
Wikimedia Commons

В лаборатории, где более полувека назад открыли натрий-калиевый насос, была получена и описана его кристаллическая структура. Ученым удалось объяснить механизм переноса ионов натрия и калия в клетку и из нее. Результаты их работы были опубликованы в журнале Nature.

Исследование было проведено биологами университета Аархус (Aarhus University, Дания) в сотрудничестве с японскими учеными из Токийского университета (Institute of Molecular and Cellular Biosciences, The University of Tokyo). Ученые становили структуру фермента натрий-калиевой аденозинтрифосфатазы (натрий-калиевая АТФ-аза, натрий-калиевый насос), находящегося в мембране любой клетки. Это исследование может помочь в понимании неврологических болезней.

Натрий-калиевый насос находится в клеточной мембране и занимается переносом ионов натрия наружу, а ионов калия внутрь клетки. Фермент имеет соответственно натриевую форму, когда он захватывает ионы натрия для их переноса наружу, и калиевую форму, когда он освободился от ионов натрия и захватил ионы калия для их транспортировки вовнутрь клетки.

В результате исследования удалось выяснить, каким образом натрий-калиевая АТФ-аза различает ионы натрия и калия, в химическом отношении очень схожие.

Натрий-калиевая аденозинтрифосфатаза была открыта Йенсом Скоу из университета Аархуса в 1957 году. В 1997 году ученый получил за свое открытие Нобелевскую премию по химии.