25 июня 2019, вторник, 20:46

13 декабря 2013, 20:54

Бурятская гамма-обсерватория станет впятеро мощнее

Сотрудники обсерватории TUNKA-HiSCORE

Интеллектуальный партнер проекта

Российско-немецкая группа ученых планирует в будущем году более чем в пять раз увеличить чувствительность гамма-обсерватории TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy), расположенной в Бурятии. Благодаря этому астрофизики смогут начать поиск космических объектов (пэватронов), испускающих гамма-кванты сверхвысоких энергий. Об этом заявил директор НИИ прикладной физики Иркутского госуниверситета Николай Буднев.

Первая очередь уникальной гамма-обсерватории была запущена в октябре. Впервые в истории установка позволит изучить космические объекты певатроны, которые разгоняют частицы до энергий, что в тысячи раз больших тех, которых можно достичь на Большом адронном коллайдере.

На настоящий момент обсерватория оснащена девятью экспериментальными детекторами. Николай Буднев заявил, что в 2014 году их будет 50. Они будут распределены на площади около одного квадратного километра, передает РИА Новости.

Со стороны Германии в проекте участвуют шесть организаций. В 2013 году от них поступило оборудования более чем на 100 миллионов рублей. На ближайшие два года финансирование также подтверждено.

Гамма-телескопы собирают и измеряют высоко энергическое гамма-излучение от астрофизических источников. Т.к. оно поглощаются атмосферой, для наблюдения требуются высотные аэростаты или космические полеты. Гамма-лучи излучается сверхновыми, нейтронными звездами, пульсарами и черными дырами. Гамма-всплески, с очень высокими энергиями, были также обнаружены, но до сих пор не изучены.

Как ранее сообщал проректор по научной работе Иркутского госуниверситета (ИГУ) Александр Аргучинцев, Бурятия станет единственным местом на планете, где будут вестись исследования всех компонентов космического излучения высоких энергий: гамма-квантов, ядер и нейтрино, что даст принципиально новую информацию о прошлом, настоящем и будущем Вселенной.

По его словам, в общей сложности проект рассчитан на десять лет. Это значит, что гамма-обсерватория будет полностью сформирована (то есть достигнет заявленной площади) к 2022 году. Вместе с тем, создается она не "на пустом месте". В 2009 году в Тункинской долине уже была запущена крупнейшая в мире черенковская установка Тунка-133 для исследования космических лучей сверхвысоких энергий. Установка состоит из 133 оптических детекторов, расположенных на площади один квадратный километр.

На телескопы, способные обнаружить частицы сверхвысоких энергий, сегодня возлагают большие надежды. IceCube недавно обнаружил первые 28 нейтрино из соседней галактики.