20 июня 2019, четверг, 20:12

20 декабря 2013, 20:11

Под давлением поваренная соль открыла новый пласт химии

Расположение электронов в NaCl3
Artem Oganov/Stony Brook University

Интеллектуальный партнер проекта

Международная группа химиков под руководством Артема Оганова из университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США) выяснила, что при помощи высокого давления (до 200 000 атм.) и нагрева поваренная соль может превращаться в химически «нелогичные» соединения, которые, однако, могут существовать в недрах звезд и планет. Статья с результатами экспериментов вышла в журнале Science.

В ходе экспериментов со сжатием соли на алмазной наковальне с одновременным подогреванием при помощи лазера получились соединения Na3Cl, Na2Cl, Na3Cl2, NaCl3 и NaCl7. Они оказались достаточно стабильными в экстремальных условиях и подтвердили теоретические расчеты.

По словам одного из авторов исследования Вэйвэя Чжана (Weiwei Zhang), согласно постулатам классической химии, при образовании молекул и кристаллических решеток, действует правило октета — атомы стремятся достигнуть 8-электронной валентной оболочки (как у химически инертных благородных газов) за счет попарного обобществления своих валентных электронов.

Однако поваренная соль при экстремальных условиях смогла нарушить это правило. Кроме этого, существование новых соединений противоречит правилу баланса зарядов, игнорирует валентности и электроотрицательность атомов.

Соединения, которые при обычных условиях распадаются через пару минут, могут составить новый пласт химии. С их помощью можно будет создать уникальные материалы.

24 декабря 2013 года Артем Оганов выступит на праздновании Нового года в ProScience Театре, где и расскажет подробности своей работы. Билеты на мероприятие можно приобрести здесь.