21 октября 2019, понедельник, 10:16

22 января 2014, 23:21

Гигантские вирусы попали под подозрение

Мимивирус под электронным микроскопом
Wikimedia Commons

Группа физиологов из Цюриха во главе с Тьерри Хеннетом высказала предположение, что один из самых больших вирусов - мимивирус - может быть связан с возникновением у человека ревматоидного артрита. Свою гипотезу они попытались обосновать в статье в Jounal of Virology.

Открытый в 1992 году вирус был настолько велик (до 800 нанометров, то есть 0,0008 мм), что его долгое время принимали за бактерию. Вирус размножается в организме амеб из рода Acanthamoeba. Его вирусная природа была установлена лишь в 2003 году. С тех пор было обнаружено еще два гигантских вируса, которые превосходят мимивирус своими размерами: мегавирус и пандоравирус.

Швейцарские ученые обратили внимание, что белки-коллагены, составляющие оболочку вируса, похожи на тот коллаген, из которого состоит основа соединительной ткани организма человека. Следовательно, по предположению ученых, иммунная система, встретившись с вирусным белком, вырабатывает антитела к нему, но оказывается не в состоянии отличить вирусные коллагены от собственных, и в результате антитела разрушают соединительную ткань организма, то есть возникают симптомы, характерные для ревматоидного артрита.

Пытаясь подтвердить эту гипотезу, ученые обнаружили, что у подопытных мышей, которым вводился вирусный коллаген, чаще развивался артрит, чем у контрольной группы. Также антитела к некоторым белкам мимивируса обнаруживались в организме некоторых больных артритов. Впрочем, выяснилось и то, что эти антитела есть порой и в организме у здоровых людей. Возможно, предполагают ученые, мимивирусы не вызывают заболевание артритом напрямую, но служат фактором повышающем риск его возникновение.

Ранее высказывалась гипотеза, что мимивирус вызывает некоторые формы пневмонии. Однако окончательного подтверждения она пока не получила.