5 декабря 2020, суббота, 09:38
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

20 августа 2014, 13:50

Пересаженное бабуину сердце свиньи остается живым более года

Papio cynocephalus

Исследователи сумели добиться, чтобы сердца от генетически модифицированных поросят, имплантированные в брюшную полость бабуина, оставались живыми более года. Это удалось благодаря применению генной инженерии, а также целенаправленному режиму по подавлению иммунного ответа у бабуинов-реципиентов.

Эксперимент провели ученые из Национального института сердца, легких и крови (National Heart, Lung, and Blood Institute, NHLBI), входящего в систему Национальных институтов здравоохранения США (National Institutes of Health, NIH). О полученных результатах они рассказали в «Журнале торакальной и кардиоваскулярной хирургии».

Сейчас в США в очереди на пересадку сердца стоят около трех тысяч человек, а донорские сердца ежегодно достаются лишь приблизительно двум тысячам. В ожидании пересадки сердца пациентам приходится полагаться на искусственные устройства, но они все-таки недостаточно совершенны, поэтому часто возникают проблемы связанные с тромбозом, инфекциями или кровотечением. В качестве выхода из этого положения ученые предлагают ксенотрансплантацию – пересадку органов другого вида. Это делает проведенный эксперимент особенно важным.

Группа, которую возглавляет Мохаммад Мохиуддин (Muhammad M. Mohiuddin), работала на два фронта, устраняя препятствия для ксенотрансплантации. Они генетически модифицировали свиней, дающих донорские органы, убирая из их генома ряд генов, вызывающих иммунный ответ у человека, и, наоборот, вводя туда некоторые человеческие гены. Также они разрабатывали методы специфической иммуносупперсии, которая предотвращает отторжение донорского органа, но не подавляет иммунную систему организма в целом.

Пересаженные сердца были размещены в брюшной полости бабуинов и подключены к их кровеносной системе. Исследователи обнаружили, что в одной группе средний срок жизни трансплантанта составил более 200 дней, резко превысив сроки в других группах (от 21 до 80 дней). Три донорских сердца продолжали биться уже от 200 до 500 дней и были живы на момент подачи статьи в журнал.

У свиней, сердца которых были использованы в этой экспериментальной группе, в геноме содержался человеческий ген, кодирующий белок тромбомодулин. Как объясняет доктора Мохиуддин, человеческий тромбомодулин позволил избежать свертывания крови в капиллярах, которое ранее было характерным явлением при трансплантации. Другим фактором, обеспечившим успех, стало использование гибридных антител, полученных от мышей и макак-резусов (2C10R4).

В группе с самым длительным выживанием не было отмечено никаких осложнений, в том числе инфекций. Исследователи использовали видеонаблюдение и телеметрической мониторинг для выявления любых симптомов осложнений, таких как кровотечения в брюшной полости, желудочно-кишечные кровотечения, пневмония, судороги или заболевания крови. Следующим шагом исследователей будет проверка того, сможет ли донорское сердце свиньи полностью заменить сердце бабуина.