27 июня 2019, четверг, 01:11

Погубивший динозавров метеорит помог листопадным растениям

Растительность палеогенового периода
Donna Braginetz/Denver Museum of Nature & Science

Группа ученых Аризонского университета пришла к выводу, что катастрофа, которую считают причиной вымирания динозавров, вызвала также распространение листопадных покрытосеменных растений.

Гигантский метеорит, след падения которого сохранился на полуострове Юкатан, привел 65 миллионов лет назад к масштабным последствиям. Вызванные этим событием цунами, лесные пожары, землетрясения и извержения вулканов спровоцировали и климатические изменения, в частности из-за большого количества пепла, пыли и угарного газа, выброшенных в атмосферу. В 1970-х годах появилась гипотеза, которая связывает падение Юкатанского метеорита с произошедшим в ту же эпоху массовым мел-палеогеновым вымиранием, когда исчезли приблизительно 17% всех существовавших в то время видов, в том числе и динозавры.

В новом исследовании, опубликованном в журнале PLOS Biology, установлено, что катастрофические события этой эпохи в значительно большей степени затронули вечнозеленые покрытосеменные растения, чем их листопадных родственников. Авторы объясняют это тем, что листопадные растения могли быстрее реагировать на хаотически меняющиеся климатические условия после падения метеорита. Исследовав ископаемые находки растений за последние 1400 тыс. лет мелового периода и первые 800 тыс. палеогена, они обнаружили, как в этот период увеличилась доля листопадных растений. С тех пор и до наших дней вечнозеленые покрытосеменные, такие как падуб или плющ, находятся в явном меньшинстве.