19 сентября 2019, четверг, 17:38

Через 60 млн лет после «развода» два вида папоротников породили общего «ребенка»

Harry Roskam

Небольшой папоротник, обнаруженный в лесу во французских Пиренеях, оказался результатом гибридизации двух видов, которые в ходе эволюции разошлись примерно 60 миллионов лет назад. Исследователи сравнивают столь отдаленную гибридизацию с получением гибрида между слоном и ламантином или человеком и лемуром.

Для большинства видов животных и растений такое скрещивание оказывается невозможным из-за генетических различий,  накапливающихся в ходе отдельной эволюции видов.

Папоротник Cystocarpium × roskamianum был обнаружен в 2008 году. Его гибридное происхождение установлено путем анализа выделенного из растения ДНК. Изучением необычной родословной папоротника занималась группа ученых во главе с Кэтлин Прайер (Kathleen Pryer) из Университета Дьюка и Карлом Ротфельсом (Carl Rothfels) из Калифорнийского университета в Беркли. Итоги их работы изложены в статье мартовского выпуска журнала American Naturalist, который уже сейчас доступен онлайн. Как установлено учеными, найденный папоротник представляет собой гибрид голокучника обыкновенного (Gymnocarpium dryopteris) и пузырника ломкого (Cystopteris fragilis). Оба этих вида встречаются и в России, причем первый весьма распространен.

Папоротникам свойственно как бесполое, так и половое размножения. Те папоротники, которые мы обычно видим, представляют собой стадию бесполого размножения этих растений. Они производят споры. Из спор может развиться так называемый заросток, выглядящий как небольшая зеленая пластинка. Он-то и служит для полового размножения. На заростке появляются подвижные мужские и неподвижные женские половые клетки. За счет воды, содержащейся в лесной подстилке, мужские клетки достигают женских и происходит оплодотворение. Исследователи полагают, что отсутствие сложных способов оплодотворения (например, таких как использование насекомых-опылителей у многих покрытосеменных) объясняет то, что при эволюции папоротников медленнее возникают механизмы, препятствующие межвидовому оплодотворению. Это и сделало возможным появление гибридного вида.

Также авторы статьи замечают, что меньшее количество видов папоротникообразных по сравнению с теми же покрытосеменными, может быть следствием именно более медленного видообразования с возможностью разошедшихся видов вновь оплодотворять друг друга.