14 октября 2019, понедельник, 17:07

Кишечные бактерии помогают своим хозяевам окаменеть

Стадии разложения артемии
Aodhán D. Butler

В журнале Proceedings of the Royal Society B опубликована статья ученых из Великобритании и Швеции, решивших узнать, почему часть организмов превращается в окаменелости, тогда как с другими этого не происходит. С этой целью они изучали процесс разложения небольших жаброногих ракообразных из рода артемия (Artemia).

Подавляющее большинство организмов не сохраняется в виде окаменелостей. Чтобы анатомическая структура животного отразилась в минерале, требуется особое сочетание химических и геологических условий. Особенно редко сохраняются мягкие ткани, так как они успевают распасться до процесса минерализации. Казалось бы, бактерии должны отрицательно влияют на возможность превращение погибшего организма в окаменелость, так как благодаря им происходят процессы распада, но исследователи пришли к противоположному выводу.

Ученые обнаружили, что кишечные бактерии артемий после смерти животного всего за два часа полностью заполняют весь пишеварительный тракт. В конце концов кишечник прорывается и бактерии попадают в полость тела. Там, продолжая размножаться, они образуют биопленки на поверхности органов. При благоприятных условиях эти пленки становятся очагами кристаллизации при превращении тканей в окаменелость. Фактически в тех нечастных случаях, когда в окаменевшем организме сохранены отпечатки его внутренних органов и других мягких тканей, это отпечатки покрывавших их бактериальных пленок.

К сожалению палеонтологов, в большинстве случаев клетки тела начинают разрушаться до того, как прибудут кишечные бактерии и покроют их пленкой, особенно если бактерии из внешней среды ускоряют процесс распада. Помогает превращению в окаменелость низкое содержание кислорода, замедляющее этот процесс настолько, что кишечные бактерии успевают сделать свое дело. Такая ситуация, видимо, наблюдалась при образовании отложений на дне океана, где встречаются окаменевшие остатки ракообразных с хорошо видной анатомической структурой.

Данное исследование объясняет, почему среди у среди мягких тканей у окаменевших организмов чаще всего сохраняется кишечник. Также с выводами ученых согласуется и тот факт, что почти нет ископаемых длиной более двух миллиметров, сохранивших анатомическую структуру. Бактерии из кишечника просто не успевают добраться во все уголки их тела.