25 июня 2019, вторник, 03:00

В Испании нашли следы древнейшего убийства

Череп из пещеры Сима-де-лос-Уэсос
Nohemi Sala et al./PLOS ONE

Ученые, исследующие так называемый «череп номер 17», из пещеры Сима-де-лос-Уэсос на севере Испании, пришли к выводу, что его владелец был убит 430 тысяч лет назад двумя ударами одним и тем же орудием.

Сима-де-лос-Уэсос («Яма костей») входит в крупную пещерную систему карстовой области Атапуэрка, знаменитую обнаруженными там ранних гоминидов и другими палеонтологическими и археологическими находками. Начиная с 1997 года раскопки в Сима-де-лос-Уэсос принесли ученым более 5500 костей, принадлежащих по меньшей мере 28 представителям рода Homo: гейдельбергским людям или неандертальцам. Также там найдены кости пещерных медведей и архаическое каменное орудие (бифас).

Группа исследователей из Испании совместно с коллегами из США и Китая проанализировала повреждения на черепе номер 17. Они обнаружили на лобной кости следы прижизненной травмы. Анализ двух проломов в этой кости показал, что удары были нанесены человеком, стоящим лицом к лицу с жертвой. Один из ударов, скорее всего, оказался смертельным. Ученые отвергают возможность появления этих переломов в результате несчастного случая, например, падения с горы.

Данное исследование не только обратило внимания на самый ранний случай убийства, но и помогло ответить на давно интересовавший ученых вопрос, как останки многих людей оказались в Сима-де-лос-Уэсос. «Яма костей» труднодоступна, представляет собой вертикальную шахту. До сих пор исследователи предлагали четыре гипотезы появления там останков древних людей. Одни полагали, что это следы добычи хищников. Другие считали, что кости скопились в ходе геологических процессов. Еще одна гипотеза объясняла их наличие случайными падениями людей. Наконец, было предположение, что мертвые тела туда помещались сознательно. Следы убийства дают основания предпочесть именно последнюю из гипотез. Хозяин черепа номер 17 был убит, а затем его тело было перенесено туда, где древние люди предпочитали оставлять мертвых.

Результаты исследования представлены в журнале PLOS ONE.