27 июня 2019, четверг, 13:01

На Венере обнаружилась вулканическая деятельность

Вулканическая активность на Венере
Илл.: ESA/AOES

Ученые уже давно подозревали, что на Венере продолжают действовать активные вулканы. Об этом говорило высокое содержание серы в атмосфере планеты и другие косвенные признаки. Однако добыть доказательства венерианских извержений до сих пор не удавалось. Обработка данных, собранных аппаратом Venus Express Orbiter Европейского космического агентства, позволила найти такое доказательство. Правда, самих вулканов по-прежнему не видно.

Ранее в 2010 году исследователи обнаружили в ряде районов Венеры относительно молодые лавовые потоки. Но молоды они лишь по меркам геологии: они образовались в течение последних 2,5 млн. лет. Затем, в 2012 году, астрономы сообщили, что в 2007 году в атмосфере Венеры произошло повышение содержания диоксида серы, которое потом снижалось в течение последующих пяти лет. Это могло, по мнению исследователей, указывать на всплеск вулканической активности.

Наконец, теперь удалось обнаружить относительно небольшие «горячие пятна» на поверхности Венеры, где температура значительно возрастает на очень краткий срок, всего несколько дней. Эти пятна найдены вдоль каньона Ганики, который давно считался рифтовой зоной с высоко вероятными проявлениями вулканической активности.

Установленный на Venus Express Orbiter спектрометр, работавший в инфракрасном диапазоне, зафиксировал в 2008 и 2009 годах несколько точек, площадью не более квадратного километра, температура в которых на недолгий срок поднималась до 825°C, что значительно выше средней температуры, составляющей примерно 480°C. Последующее быстрое охлаждение лавовых потоков ученые связывают с исключительно высокой теплопроводностью плотной атмосферы Венеры.

Результаты исследования изложены в Geophysical Research Letters.