20 июня 2019, четверг, 14:12

09 июля 2015, 15:58

Космический супермагнит вызвал взрыв колоссальной силы

ESO

Ученые Европейской Южной обсерватории (ESO) выявили связь продолжительного гамма-всплеска со сверхновой звездой, которая обладала особо сильным магнитным полем. Об этом сообщается в пресс-релизе ESO.

Гамма-всплески (GRB) представляют собой крупные выбросы энергии, в ходе которых за несколько секунд высвобождается столько энергии, сколько Солнце выделило  бы за 10 миллиардов лет. Ученые предполагают, что если бы гамма-всплеск произошел в нашей галактике, это привело бы как минимум к массовому вымиранию видов на Земле. После всплеска регистрируется более длительное излучение в ультрафиолетовом, видимом, инфракрасном и радиодиапазонах. Обычно гамма-всплески длятся всего несколько секунд. Однако зафиксировано четыре всплеска продолжительностью от 10 000 до 25 000 секунд (около 7 часов). Рекордный по продолжительности и яркости гамма-всплеск, получивший обозначение GRB 111209A, был обнаружен 9 декабря 2011 года спутником Swift.

Когда после всплеска астрономы из чилийских обсерваторий ESO исследовали данную точку неба, они установили, что гамма-всплеск был связан со сверхновой звездой SN 2011kl. Йохен Грайнер (Jochen Greiner) из Института внеземной физики Общества Макса Планка рассказывает: «Один гамма-всплеск приходится на 10 000–100 000 сверхновых, а это означает, что для того, чтобы породить такой всплеск, звезда должна быть особенной. Раньше астрономы предполагали, что гамма-всплески случаются, когда взрывается звезда очень большой массы, около 50 Солнц, и что такой всплеск — это сигнал об образовании черной дыры. Но наши новые наблюдения сверхновой SN 2011kl, найденной по следам GRB 111209A, меняют представления об ультра-длинных GRB».

Если ранее излучение после коллапса массивной звезды объясняли распадом радиоактивного никеля-56, который образуется при взрыве сверхновой, то данные о GRB 111209A говорят, что такое объяснение в данном случае не подходит. В итоге ученым удалось выработать гипотезу, объясняющую происшедшее. Они пришли к выводу, что взорвавшаяся сверхновая звезда была магнетаром – нейтронной звездой с очень сильным магнитным полем. Магнетары – самые сильные известные нам магниты. Если индукция магнитного поля Земли равна 3-5 × 10-5 тесла, солнечных пятен — 10 тесла, рекордного магнитного поля в лаборатории, когда-либо наблюдавшегося в лаборатории — 2,8·103 тесла, обычных нейтронных звезд — 106–108 тесла, то у магнетаров индукция магнитного поля равна 108–1011 тесла. Подобное свойство вспыхнувшей сверхновой звезды позволяет объяснить рекордный гамма-всплеск.

Статья, в которой астрономы излагают результаты наблюдений и свои выводы, опубликована в журнале Nature.