26 августа 2019, понедельник, 03:17

08 октября 2015, 10:51

Астрономы обнаружили загадочные волны

ESO

Благодаря с Очень Большому Телескопу ESO и космическому телескопу Хаббла астрономы смогли увидеть в пылевом диске вокруг одной из звезд созвездия Микроскопа загадочные быстродвижущиеся волнообразные структуры, сообщается в пресс-релизе Европейской южной обсерватории. Ранее ученым не приходилось наблюдать ничего подобного.

Астрономы рассчитывали найти в протопланетном диске, окружающем звезды AU Микроскопа, неоднородности, которые указывали бы на процесс образования планет. Они применили высококонтрастный приемник SPHERE, установленный на Очень Большом Телескопе, и в результате получили ряд снимков с необычными объектами, напоминавшими рябь на воде. Энтони Боккалетти (Anthony Boccaletti) из Парижской обсерватории рассказывает: «На изображениях диска, полученных с приемником SPHERE, мы нашли серию необъяснимых деталей дугообразной или волнообразной структуры, совершенно непохожих ни на что, когда-либо наблюдавшееся ранее».

Тогда исследователи обратились к снимкам того же диска, сделанным ранее при помощи телескопа Хаббла. На фотографиях 2010 и 2011 годов тоже нашлись волнообразные структуры, при этом, когда сравнили снимки разных лет, выяснилось, что волны на протопланетном диске движутся с большой скоростью. «Мы заново обработали изображения, полученные на телескопе Хаббла, и получили достаточно данных для отслеживания перемещения странных деталей на интервале в четыре года, – говорит член исследовательской группы Христиан Тальманн (Christian Thalmann). – Сделав это, мы поняли, что арочные структуры удаляются от своей звезды со скоростью до 40 000 км/час!».

Скорость движения возрастает с удалением от звезды. Три самые дальние волны уже набрали такую скорость, что могут преодолеть притяжение звезды и выйти в межзвездное пространство. Причины появления волн и их высокой скорости остаются загадкой. Раньше ученые не видели таких объектов и даже не предсказывали их теоретически. Пока астрономы высказывают первые гипотезы, относительно таинственной ряби на диске. Возможно, ее причиной стало столкновение двух массивных астероидов, при котором возникло большое количество пыли. Или же волны связаны с периодическими вспышками звезды AU Микроскопа. Ученые надеются, что дальнейшие наблюдения позволят им раскрыть этот секрет.

Об открытии волн на протопланетном диске астрономы рассказали в статье Fast-Moving Structures in the Debris Disk Around AU Microscopii, которая выйдет в журнале Nature 8 октября 2015 года.