19 июня 2019, среда, 05:42

Родиной собак объявили Центральную Азию

Непальская собака

Недавние исследования ДНК собак заставляют предполагать, что их родиной является не Европа, Ближний Восток или юг Китая, как предполагалось ранее, а регион от Непала до Монголии.

Изучение генетической истории домашних собак оказалось сложной задачей, так как бурное развитие различных пород в последние столетия затмило предшествующую эволюционную историю. Преодолеть такое препятствие решил генетик Адам Бойко (Adam Boyko) из Корнельского университета. Для этого он собрал образцы ДНК собак, живущих изолированно и имеющих возможность спариваться с партнерами по своей воле, а не по желанию хозяина. Адам Бойко и его брат, путешествуя по миру, собрали в 38 странах образцы ДНК 549 собак, живущих рядом с людьми, но не имеющих хозяев. Затем Бойко и Лаура Шеннон (Laura Shannon) сравнили геномы этих собак с образцами более 4500 породистых собак, принадлежащих к 161 породе. Сравнение делалось почти в 189 000 точках на хромосомах.

Как установили Бойко и Шеннон, дворняжки демонстрируют значительно большее генетическое разнообразие, чем породистые собаки. Популяции собак по всему миру в разной степени пережили влияние европейских собак. Если у собак Африки было относительно мало европейских предков, то собаки южной части Тихого океана почти исключительно происходят от европейских собак. Такое европейское влияние также препятствует исследованию ранней генетической истории, поэтому при определении прародины собак Бойко, Шеннон и их соавторы ориентировались в первую очередь на собак с наименьшими следами европейского влияния. В результате они пришли к выводу, что регионом, где собаки произошли от волков, была Центральная Азия, откуда потом они расселились в другие места. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ряд ученых не согласен с выводами данной работы. Например, другой известный исследователь генетики домашних собак Петер Саволайнен (Peter Savolainen) говорит, что в исследовании Бойко и Шеннон не использовались образцы ДНК из центрального и восточного Китая, а, если бы это было сделано, результаты «возможно, указали бы на данные регионы», а не на Центральную Азию. Скептицизм Саволайнена разделяет эволюционный биолог и исследователь доместикации собак Роберт Уэйн (Robert Wayne) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. По мнению Уэйна, современные образцы не дадут достаточно четкой картины произошедшего более 27 000 лет назад одомашнивания собаки. Уэйн считает, что главную роль в решении этого вопроса сыграют образцы ДНК, извлеченные из ископаемых находок древних собак.