17 августа 2019, суббота, 19:51

26 ноября 2015, 16:11

Звезды «сбрасывают вес» при помощи пыли

Изображение окрестностей звезды VY Большого Пса, полученное с приемником SPHERE на телескопе VLT
ESO

При помощи Очень Большого Телескопа ESO (VLT) исследователям удалось выяснить, как вещество из наружных слоев атмосфер гигантских звезд выбрасывается в окружающее пространство. Об открытии рассказывает пресс-релиз Европейской Южной обсерватории.

Звезды-гиганты, расширяясь, теряют огромные массы вещества. Астрономы, изучающие этот процесс, уже давно полагали, что потеря вещества происходит под действием светового давления звезды. Но, чтобы такой механизм работал, частицы вещества, покидающие атмосферу звезды-гиганта, должны быть достаточно большими, чтобы на их поверхность приходилось необходимое давление фотонов, но и достаточно маленькими, чтобы преодолевать притяжение звезды. Новые наблюдения показали, что частицы, которые выбрасывает одна из звезд в созвездии Большого Пса, оказались точно такого размера, который предсказывали ученые.

Подтвердить предположение помогла звезда VY Canis Majoris. Она относится даже не к сверхгигантам, а гипергигантам. По массе она превосходит Солнце в 30-40 раз, а по яркости в 300 тысяч раз. Если бы эту звезду поместили в центр Солнечной системы, то ее поверхность будет находиться между Сатурном и Юпитером. Чтобы облететь звезду по кругу, свету потребовалось бы восемь часов. Астрономы считают, что в течение ближайших нескольких сотен тысяч лет эта звезда взорвется, причем в момент взрыва сверхновая на нашем небе будет ярче полной Луны.

Сейчас VY Canis Majoris интенсивно расширяется. Ежегодно с поверхности звезды в окружающий космос выделяется в виде газа и пыли вещество по массе равное 30 массам Земли. Исследовать эту пыль ученые смогли при помощи установленного на Очень Большом телескопе инструмента SPHERE, в котором использована новая система адаптивной оптики, создающую изображения дифракционного качества. Астрономы смогли измерить параметры рассеяния и поляризации света звезды веществом газо-пылевого облака вокруг звезды. Согласно полученным результатам, пылевые частицы этого облака имеют диаметр 0,5 микрометров, что в 50 раз больше обычных частиц космической пыли. Но именно такой диаметр должен быть у частиц вещества, чтобы под действием светового давления звезды оно могло покидает звездную атмосферу.

«Жизнь массивных звезд очень коротка, – говорит ведущий автор работы Питер Сциклуна (Peter Scicluna) из Института астрономии и астрофизики Academia Sinica (Тайвань). – Когда наступают последние стадии их существования, они теряют очень много вещества. Раньше мы могли только теоретически представлять себе, как это происходит. А теперь новые данные, полученные с приемником SPHERE, доказывают, что гипергигант окружен облаком очень крупных пылевых частиц, достаточно крупных, чтобы интенсивное излучение звезды могло бы их выбросить в пространство. Это объясняет быструю потерю массы звездой».

Результаты работы опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.