25 июня 2019, вторник, 22:42

04 декабря 2015, 13:00

Ядовитая рыба поможет создать новые лекарства

Рыба-камень (Synanceia verrucosa)

Ученые из университета Монаша (Мельбурн, Австралия) установили кристаллическую структуру белка, который содержится в яде одной из самых ядовитых рыб. Они полагают, что полученные ими результаты найдут применения при разработке новых препаратов, снижающих иммунный ответ.

Бородавчатка, или рыба-камень (Synanceia verrucosa) обитает в водах Индийского и Тихого океанов. Она нередко встречается на коралловых рифах, располагаясь обычно возле дна. Так как рыба действительно похожа на камень, ныряльщику трудно ее заметить, но наступив на рыбу, он будет поражен ее ядовитыми шипами. Яд бородавчатки вызывает сильную боль, паралич, омертвение ткани, в некоторых случаях поражение может стать летальным.

Исследователи применили рентгеноструктурный анализ, чтобы определить структуру белка стонустоксина, входящего в яд бородавчатки. Как они установили, строение молекул стонустоксина сходно с белком перфорином, играющим важную роль в иммунной системе человека. Перфорин позволяет уничтожать клетки опухолей или пораженные вирусами. Прикрепляясь к мембране этих клеток, перфорины образуют в них отверстия, сквозь которые проникают убивающие клетку вещества. Однако активность перфоринов приводит к трудностям при трансплантации органов. Например, именно перфорины ответственны за 30 % случаев отторжения пересаженного костного мозга. А у больных диабетом I типа клетки поджелудочной железы тоже уничтожаются перфоринами.

Австралийские ученые определили, что молекула стонустоксина из яда бородавчатки состоит из двух частей, похожих на отдельные молекулы перфорина. Поняв, как взаимодействуют эти части молекулы, ученые рассчитывают установить, как происходит взаимодействие и между молекулами перфоринов на клеточной мембране. В конечном итоге это позволит создать эффективные ингибиторы перфоринов.

Об исследовании рассказывается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.